Donnerstag, 13. August 2015

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

14/1 августа Церковь празднует Происхождение Честных Древ Животворящего Креста (в народе больше известно, как «Медовый спас», поскольку связано с традицией освящения мёда в этот день). Этот же день является началом Успенского поста, который длится две недели, но по строгости сопоставим Великому посту.
Но многие ли знают об истинном значении этого праздника?
Что такое происхождение Честных Древ Креста Господа?


Ответ можно найти в самой Минее, где помещена служба этого праздника.
Происхождение (изнесение)  Честных Древ Животворящего Креста Господня объясняется следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, износя Крест, из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии). С этого дня и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста».    
Видимо с этим связаны вынос, поклонение и совершение водосвятного молебна в рамках службы.
Малое освящение воды совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение мёда нового сбора и благословляется его вкушение.

Тексты службы проникнуты мыслью о почитании Креста Господня, который стал для всех спасительным Древом, ведущим в рай, но только через терпение и страдание (несение каждым собственного креста) по примеру, данного Господом, добровольно распятому на Кресте.
Церковь не зря сопоставляет Успенский пост с Великим. Как перед Великим постом можно было наблюдать в текстах богослужений настрой на грядущий пост, связанный с воспоминанием страданий Господа, так и здесь вновь делается акцент на Крестных Страданиях Спасителя.  

Стихиры Минеи на утрене после Славословия (1 авг. – Происхождение Честных Древ Животворящего Креста):

Глас 2:
Приидѝте, вѐрнии,/ Животворя̀щему Дрѐву поклонѝмся,/ на нѐмже Христо̀с, Ца̀рь сла̀вы, во̀лею ру̀це распростѐр,/ вознесѐ нас на пѐрвое блажѐнство,/ я̀же прѐжде вра̀г сла̀стию укра̀д,/ изгна̀ны от Бо̀га сотворѝ./ Приидѝте вѐрнии, Дрѐву поклонѝмся,/ ѝмже сподо̀бихомся невѝдимых вра̀г сокрушѝти главы̀./ Приидѝте, вся отѐчествия язы̀ков,/ Крѐст Госпо̀день пѐсньми почтѝм:/ ра̀дуйся Крѐсте, па̀дшаго Ада̀ма совершѐнное избавлѐние,/ о тебѐ бо вѐрнейшии ца̀рии на̀ши хва̀лятся,/ я̀ко твоѐю сѝлою исма̀ильтеския лю̀ди держа̀вно покаря̀юще./ Тя ны̀не со стра̀хом христиа̀не целу̀юще,/ на тебѐ пригвоздѝвшагося Бо̀га сла̀вим, глаго̀люще:/ Го̀споди, на том пригвоздѝвыйся, помѝлуй нас,/ я̀ко Бла̀г и Человеколю̀бец.

Глас 5:
Зря̀щи Тя тварь вся, на Крестѐ на̀га вѝсяща,/ Содѐтеля и Зиждѝтеля всех,/ изменя̀шеся стра̀хом и рыда̀ше,/ со̀лнце же свет омрачѝ,/ и земля̀ колеба̀шеся,/ ка̀мение же разседа̀шеся,/ и хра̀ма свѐтлость раздира̀шеся,/ мѐртвии воста̀ша от гробо̀в,/ и а̀нгельския сѝлы ужасо̀шася, глаго̀люще:/ о, чудесѐ! Судия̀ су̀дится/ и стра̀ждет хотя̀ за спасѐние мѝра и обновлѐние.

Глас 8:
Днѐсь Влады̀ка тва̀ри и Госпо̀дь сла̀вы/ на Крестѐ пригвожда̀ется/ и в рѐбра пробода̀ется,/ жѐлчи и о̀цта вкуша̀ет/ сла̀дость Церко̀вная,/ венцѐм от тѐрния облага̀ется./ Покрыва̀яй нѐбо о̀блаки/ одѐждею облачѝтся поруга̀ния,/ и зауша̀ется брѐнною руко̀ю/ руко̀ю созда̀вый человѐка;/ по плещѐма биѐн быва̀ет/ одева̀яй нѐбо о̀блаки./ Заплева̀ния и ра̀ны приѐмлет,/ поношѐния и заушѐния/ и вся тѐрпит менѐ ра̀ди, осуждѐннаго,/ Изба̀витель мой и Бо̀г,/ да спасѐт мир от прѐлести, я̀ко Благоутро̀бен.

Одновременно с этим праздником совершается в этот день память семи мучеников Маккавей, их матери Соломонии и учителя Елеазара.


Эти праведники пострадали еще до первого прешествия Христа на землю, но как пишут святые отцы, это никак не умаляет почитание их страданий наравне с мучениками, страдавшими после Христа по примеру Господа. «Ибо Слово, хотя ясно открылось уже впоследствии, в определённое время, однако же умам чистым было ведомо и прежде, как показывают многие прославленные до Христа».
«…Будем подражать Маккавеям – и священники, и матери, и дети. Священники  – в честь Елеазара, духовного отца, показавшего превосходный пример и словом, и делом; матери, да окажутся истинно чадолюбивыми, и да представят чад своих Христу, чтобы самый брак освятился таковою жертвою; дети да подчят святых юношей и да посвящают время юности не постыдным страстям, но борьбе со страстями, мужественному ратоборству с ежедневным нашим Антиохом, который воюет посредством всех членов наших, и многоразлично гонит нас» (из Творения свт. Григория Богослова). 

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen