Dienstag, 14. Juni 2016

Записки начинающей регентши. Часть 2 - Как мы "отдавали" Пасху


Как мы «отдавали» Пасху


Эх, как же не хочется её «отдавать». На службе отдания Пасхи последний раз поём мы пасхальные песнопения, теперь повторится такое только на следующий год. От этого всегда бывает немного грустно. Мы словно опять окунаемся в обыденность из светлого праздничного периода, а ведь хочется вечного праздника! Но он ещё наступит, обязательно наступит, ведь именно для этого Христос пришёл на землю, был распят и воскрес.
Любое служение в церкви, если оно происходит достойно, невидимо накапливает волшебные «фишки», которые потом могут стать ключом к вечной жизни со Христом, к вечной Пасхе. И регентское дело – не исключение.
Моя учёба в рамках регентских курсов закончилась, но продолжалась практика проведения служб. Это было ещё не самостоятельное регентство в полном смысле этого слова, но уже за рамками учебного процесса. Я просто жаждала этой практики, потому что именно благодаря ей накапливается опыт; это тот самый случай, когда количество переходит в качество. Я не ждала, когда мне предложат провести службу, я выпрашивала их себе сама, зная, что такая возможность предоставлена всем желающим выпускникам. Вот так я напросилась и на проведение службы отдания Пасхи. По Уставу такая служба должна совершаться с предпразднством Вознесения Господня и недели о слепом. То есть чисто пасхального остаётся только начало, стихиры и канон. Когда я просила себе эту службу, я предполагала, что состав её будет именно таким.
Есть ещё иная традиция проведения службы отдания, которую нельзя назвать не уставной, так как она предусмотрена Уставом, только не нашим, а греческим. Это традиция совершения отдания Пасхи пасхальным чином, т.е. аналогично как в первый день Пасхи, без чтения, одно сплошное пение. Так и решили служить в храме Девяти Кизических мучеников, о чём, правда, заранее не было известно.
До моего сознания такой поворот событий дошёл не сразу. Дома я готовила службу с учётом того, что просто могут сократить части, относящиеся к Вознесению, некоторые стихиры. Но всё было совсем по-иному.
Зная, что нас в любом случае ожидает пасхальное начало, т.е. вначале не будет чтения, а сразу нужно будет петь, я особенно спешила в храм в этот вечер. И именно в этот раз меня немного задержали на работе. В храм я пришла уже перед самым началом, хотя клирос был ещё пуст. Один из алтарников сообщил, что служим пасхальным чином, дескать они сегодня «отдыхают» (имея в виду, что не будет чтения). Диакон интересуется, кто проводит службу и как мне показалось, удивляется, когда я говорю про себя.
 - Сейчас уже начнем пасхальные часы, – говорит дьякон. «Какие часы, – думаю я, у меня петь некому». На клиросе только я и парочка учеников с певческого отделения. Но вот, наконец, приходит Н.С. и остальные певчие. Я стою перед аналое и совершенно не соображаю, как готовить службу, какие книги открывать. Ясно одно – красненькая со службой Пасхи точно нужна. Поэтому открываю её на часах, а там посмотрим. Я впервые ощутила на себе, как оказывается трудно без богослужебных указаний. Тот самый случай, когда службу нужно составить из ничего.   
Возглас. Поём часы. Великая ектения. Н.С. отлучается. Впереди «Господи воззвах», а я не знаю, что там петь. Но именно по этой причине и уходила Н.С. Вернулась она с распечаткой воскресных стихир 1-го гласа, которые поются в первый день Пасхи. Аналогично по традиции поют и на отдание. И, конечно же, стихиры Пасхи.
Ноты «Свете тихий» я не успела приготовить и на вопросительный взгляд Н.С. просто сказала «простое» и открыла текст в последовании. Слава Богу, певчие не растерялись. Хоть и песнопение простое, и все его могут прекрасно спеть без нот, но иногда сам формальный факт отсутствия привычного перед глазами может сбить с толку. Не в этот раз!
Стихиры Пасхи я показывала первый раз, долго тренируясь перед этим дома. Служил сам настоятель, который любит быстрый темп, поэтому Н.С. дала мне об этом знак, и на утрени я уже показала стихиры быстрее. На каноне Пасхи я еле успевала петь и дышать, и махать, темп пришлось задать очень быстрый. В итоге я не смогла дать тон на «Всякое дыхание», поскольку мне просто нужна была хоть небольшая пауза. Дав тонику, я «сдулась», поняв, что мои связки в данный момент не в состоянии выжать ноту для сопрано, но меня спасла Н.С.
После службы было состояние «а что это сейчас было». Я очень устала, но при этом было радостно на душе ведь я, можно сказать, провела Пасхальную службу пусть в сокращенном варианте.

Читать далее:
Регенту на заметку

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen