Montag, 20. April 2015

Литургика. Лекция 20: особенности богослужений Страстной седмицы. Часть 1

ЛЕКЦИЯ 20: ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЙ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ. ЧАСТЬ 1

 

Святая Четыредесятница заканчивается в пятницу 6-й седмицы. Об этом нам также явственно свидетельствует стихира Триоди на утрени в пятницу: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе».
Но до Пасхи, Светлого Христова Воскресения еще остается 7 дней, впереди предстоит нам сопережить с Христом все то, что Ему пришлось претерпеть, чтобы избавить нас от греха и открыть дверь в рай. Поэтому мы продолжаем духовное и телесное воздержание, и даже усиливаем его в течении Страстной седмицы.
До начала Страстной седмицы празднует Церковь еще два значимых события: Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий, вербное воскресение).
Лазарева суббота уже является малым воскресением, пока не Самого Господа, но Господом человека, Христос показывает Свою силу и победу над смертью.
С этого дня время течет в соответствии с евангельскими событиями: в понедельник заболевает Лазарь, в среду – он умирает и на 4-й день, в субботу Христос воскрешает его. И так далее временное соответствие продолжается на протяжении всей Страстной седмицы до самой Пасхи.
В Лазареву субботу уже не совершается литургия Василия Великого, а служится литургия Иоанна Златоуста, вместо «Трисвятое» поется «Елицы во Христа креститеся»; вместо «Достойно есть» – задостойник (ирмос 9-й песни канона).
В неделю Ваий накануне совершается всенощное бдение. Так как это двунадесятый Господский праздник, то соответственно он отменяет полностью воскресную службу. Однако, определенные песнопения воскресной службы поются на вечернем богослужении в Лазареву субботу. Это – воскресные стихиры, «Ангельский собор», поскольку тематика службы – воскресение.
На всенощном в неделю Ваий совершается освящение верб. Это происходит на утрени после (во время) чтения 50-го псалма, а также поются особые тропари на глас 2-й «Днесь Христос входит…». «Честнейшая» не поется, вместо нее – задостойник праздника.
На литургии поются праздничные антифоны, совершается литургия Иоанна Златоуста, вместо «Достойно есть» поется задостойник.

Страстная седмица
Все богослужения Страстной седмицы совершаются по Триоди. Исключением является, если на эту неделю выпадает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В таком случае тексты службы состоят как из соответствующих воспоминаний дня Страстной седмицы по Триоди, так и праздничных тропарей Минеи. Такое совпадение вовсе нельзя считать противоречивым, если помнить для чего пришел Спаситель, для чего Богородицу Ангел известил о рождении Богочеловека, чтобы потом пострадать и умереть за грехи человека.

В Великие понедельник, вторник, среду последовательность служб одинаковая. Разница в том, какие события вспоминаются в эти дни. Понедельник посвящен предстоящей Христовой жертве, Его страстям, приготовлению к ним; во вторник вспоминаются проповеди Христа в Иерусалимском храме (по входе в него, которое праздновалось в неделю Ваий), притчи о последнем дне, Страшнем суде, обличения Христом книжников и фарисеев. Среда посвящена женщине, которая помазала ноги Христа миром, приготовляя Его к погребению (как сказал Сам Господь) и с другой стороны – вспоминается предательство Христа Иудой. Церковь проводит параллель между грешницей с покаянным сердцем и тем, который был так близок к Богу, был среди апостолов, но поддался страсти сребролюбия.
В эти три дня утреня бывает с «Аллилуия». На этих службах можно услышать в храмах тропарь «Се Жених грядет в полунощи», который является обычным тропарем в составе вседневной полунощницы, совершаемой только в монастырях. На повечерии, которое не опускается в эти дни и в приходских храмах, читается канон трипеснец, и поются его ирмосы на «Волною морскою».
Служится литургия Преждеосвященных Даров. В случае, если попадает праздник Благовещения, то совершается полная литургия Иоанна Златоуста и накануне бывает всенощное бдение. Но всенощное бывает не обычным по составу. При выпадении на Великий вторник, оно состояло из великого повечерия и утрени. На повечерии поются и читаются те тексты, которые были в первую седмицу Великого поста, а также включается канон трипеснец.
Поется ексапостиларий «Чертог Твой вижду». На часах по уставу положено читать полностью Евангелие, но на практике оно растягивается на несколько служб (на весь великий пост, поэтому в храмах читают Евангелие на часах и до Страстной седмицы).
На литургии Преждеосвященных Даров также читается Евангелие, которое в иные ЛПД не читается, за исключением особых дней праздников (напр. память 40-ка мучеников).
  В среду на ЛПД последний раз произносится молитва Ефрема Сирина (после песнопения «Ныне силы Небесные», после чего отменяются земные поклоны, за исключением поклонов перед Плащаницей Господа в Великую Пятницу.
В плане гимнографии на Страстной седмице уже не поют великопостным напевом, он сменяется на обычный. Однако, на практике можно встретить пение великопостным напевом и на Страстной.

Великий четверг посвящен воспоминанию Тайной вечери. Служится литургия Василия Великого, соединяемая с вечерней, перед ней часы и изобразительные. Накануне служится утреня с полным каноном, поется тропарь «Егда славнии ученицы» на подобен «Се Жених». 
На литургии на обычном месте «Херувимской» поется «Вечери Твоея тайныя днесь», дважды до перенесения Даров, и один раз с добавлением «Аллилуия» после. Тоже самое поется вместо причастна и во время причащения и вместо «Да исполнятся..». Вместо «Достойно есть» поется задостойник (ирмос 9-й песни канона) «Странствия Владычня».

Великая пятница – самый грустный день Страстной седмицы, вспоминаются крестные страдания Иисуса Христа. Накануне, в четверг вечером, совершается особая служба – утреня с чтением 12-ти страстных Евангелий (с момента тайной вечери до положения Христа во гроб). По структуре утреня уникальна, хотя в основе содержит обычное последование утрени.  
После обычного начала поется «Алиллуия» на глас 8-й и тропарь «Егда славнии ученицы». 
После прочтения каждого Евангельского отрывка поются антифоны. Их всего 15, разделены на 5 групп, каждая группа состоит из 3-х антифонов. По сути представляют собой стихиры и поются на гласы (преобладает глас 8). Антифон 15 «Днесь висит на древе» и Богородичен «Видящи Тя висима Христе» принято особо выделять музыкально ввиду особого текста, пик страданий Христа. Даже в случае, если все остальные антифоны читаются (такое бывает), антифон 15 необходимо петь. Очень трогательный напев написан диаконом Сергеем Трубачевым. Иногда допускается ошибка и пишут, что это знаменный распев. Это не так, данное произведение является авторской работой С. Трубачева.
 Отцом Матфеем (Мормылем) была написана работа на тему гармонизации пения антифонов, несоответствия гармонизации тексту. На основе гармонизации Кастальского он написал свои версии, которые исполняются в некоторых храмах. Они музыкально более подходят для текстов Великой Пятницы, чем стандартные гласовые напевы, многие из которых звучат достаточно «весело». Однако, многое зависит также от исполнения певчими. Можно и мажорный веселый глас исполнить очень печально, со скорбью, если сердце певчего само скорбит от событий, которые вспоминаются в Великую Пятницу.
По окончании пения 15-го антифона и чтения 6-го Евангелия поются «Блаженны», обычно на подобен «Тридневен». Кроме этой утрени такое встречается только на утрени в 5-ю седмицу Великого поста, когда полностью читается канон Андрея Критского (Мариино стояние). Именно на таких утренях "Во Царствии Твоем" исполняется со стихами, положенными по уставу (как это должно быть и на литургии на 3-м антифоне, но по обычаю Во Царствии просто поется, а стихи опускаются). 
После следует прокимен на глас 4 «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий», который обычно также выделяется музыкально. Прекрасно он написан под авторством О. Мартынова.
Однако, не стоит его особо выделать музыкально, поскольку это не самый важный текст службы Великой пятницы. 
После читается 7-е Евангелие. По окончании псалом 50, Евангелие 8-е и следует канон-трипеснец, который поется на напев «Волною морскою». Также популярны ирмосы канона в обработке прот. П. Турчанинова. 
Эта часть уже напоминает структуру обычной утрени: прокимен – Евангелие – псалом 50 – канон. Канон состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. 9-я песнь со словами "Честнейшую Херувим" исторически здесь на своем месте. По сути песнопение "Честнейшую Херувим" является ирмосом и исполняется на литургии с припевом "Достойно есть" как задостойник. 
После 9-й песни канона следует ексапостиларий «Разбойника благоразумнаго», который поется и обычно особо выделяется музыкально. По окончании канона читается 9-е Евангелие. Ексапостиларии (светильны) должны петь всегда, они являются внегласовыми песнопениями со своими собственными напевами. Но на практике чаще читаются и поются лишь в особые праздники и дни (как Великая Пятница).
Далее следует хвалитная часть утрени – стихиры на «Хвалитех». 
Затем читаются 10-е и 11-е Евангелия, поются стихиры на стиховне. После читается последнее 12-е Евангелие и следует окончание утрени.
Эта часть утрени основана на утрени будних дней. Именно в ней есть стихиры на стиховне. Нам привычнее, что стиховня является составом вечерни. Но это лишь в рамках всенощного бдения. В будние дни и вечерня и утреня включают в себя стиховню, каждая со своими стихами. На утрени Великой пятницы отличие от будней в том, что есть также и стихиры на «Хвалитех» (как на всенощном) и именно поэтому (чтобы спеть стихиры) поется, а не читается (как это бывает на утрени в будни) "Всякое дыхание да хвалит Господа" (хвалитные псалмы). На буднях хвалитные псалмы читаются, потому что нет хвалитных стихир.   

В Великую пятницу литургия не совершается в виду скорбности дня.

Источники:
- Лекции О.В. Мартынова.


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen