Montag, 4. April 2016

Литургика. Лекция 24: Благовещение Пресвятой Богородицы

ЛЕКЦИЯ 24: БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта/7апреля) стоит рассмотреть отдельно, поскольку служба всегда имеет определенные особенности в зависимости от того, на какой период она выпадает. В Типиконе общее последование службы указано 25 марта.

Рассмотрим службу на примере, если сам праздник выпадает на четверг (как в 2016 году).
Поскольку в среду накануне положено совершать Литургию Преждеосвященных Даров (ЛПД), то уже утром в среду на вечерне, которая предваряет ЛПД, будут петься стихиры праздника Благовещения после стихир Триоди в среду вечера. На «Слава» поется из Триоди, на «И ныне» – Благовещения.
Далее вечерня идет своим чередом и после паримий переходит в ЛПД. Типикон указывает на особенность, что вечерня совершается без кафизм и поклонов, поскольку содержит элемент праздника.  

В этот же день вечером совершается всенощное бдение, которое состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа.
Великое повечерие отличается от будничного великопостного тем, что поется только «С нами Бог». Тропари «День прешед», «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных» и прочее читается, не совершается поклонов (см. последование Часослова).
После 1-го Трисвятого, по Отче наш поется тропарь Благовещения, после 2-го – кондак Благовещения. Заканчивается повечерие после слов «Слава в вышних Богу» и совершается выход на литию. Поются литийные стихиры праздника из Минеи. Стихиры на стиховне.
Далее все следует своим чередом как на всенощном бдении. На утрени после полиелея (песнопение «Хвалите имя Господне») вместо величания поется особое песнопение «Архангельский глас». Далее все как обычно.
К канону праздника присоединяется канон Триоди, к тем песням, где есть трипеснец Триоди, соответственно в четверг – это 4-я, 8-я и 9-я песни. Библейские песни по Уставу положены, но в праздничной редакции. На практике их опускают. Поскольку совершается всенощное бдение, катавасия поется после каждой песни, таковой являются ирмосы Минеи, для песней с трипеснцами – ирмосы 2-го трипеснца Триоди (исключение 9-я песнь, где поются оба ирмоса). 
Особенность канона Благовещения состоит в том, что он построен как диалог Богородицы с Архангелом. В Минее об этом говорят боковые надписи мелким шрифтом красным цветом: «Ангел возопи», «Богородица рече». Припев канона «Пресвятая Богородица, спаси нас» можно не читать, а петь напевом как на молебне. Затем произносится соответствующая надпись, чья далее следует речь в тропаре, и сам текст тропаря. Припев к трипеснцам Триоди «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Вместо «Честнейшей» поется припев 9-й песни канона Благовещения «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву». С этого припева 9-я песнь начинается и он поется к каждому тропарю Минеи, к канону Триоди  – припев Триоди. После последнего тропаря Триоди поется катавасия Триоди (ирмос 2-го трипеснца), далее припев 9-й песни и катавасия Минеи (ирмос праздника).
Поется «Всякое дыхание» и стихиры на «Хвалитех». Читается великое славословие и происходит переход на постовой напев, поются стихиры Триоди на стиховне, на «Слава и ныне» – праздника. По Трисвятом – тропарь праздника, сугубая ектения. Возглас «Яко милостив», хор «Аминь», возглас «Премудрость», хор «Благослови», «Сый благословен», «Аминь», молитва «Небесный Царю», молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами и 1-й час без отпуста, на котором все читается. В конце как обычно «Взбранной Воеводе» и «Великого Господина».

На следующий день, в сам праздник совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительные и вечерня, переходящая в литургию Иоанна Златоустаго.
На часах и изобразительных все читается. На вечерне на «Господи воззвах» поются стихиры Триоди (в четверг вечера: со стиховни и на «Господи воззвах») и стихиры, которые помещены в Минее после утрени, на «Слава и Ныне» – стихира праздника.
Совершается вход, поется «Свете тихий» и читаются паримии Триоди, предваряемые прокимнами Триоди. Затем паримии Минеи (с вечерни) без прокимнов, с обычными возгласами «Премудрость», «Вонмем». Затем малая ектения, возглас «Яко свят» и поется Трисвятое. Далее совершается литургия своим чином. Вместо «Достойно есть» поется задостойник праздника.

В самой Минее помещены особенности совершения службы в зависимости от того, на какой день она выпадает. 

Источники:
-     Типикон;
-     Лекции Л.В. Важновой

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen