Montag, 11. April 2016

Записки начинающей регентши - Великопостная служба

Великопостная служба


На третьей седмице Великого поста, в день памяти преподобного Алексия, человека Божиего, открылся второй десяток моих регентских служб. Я стала первой, кто осмелился попробовать провести великопостную службу, состоящую из великого повечерия и утрени с библейскими песнями, которые обычно вызывают ужас у певчих и регентов (потому что поются раз в год, а память слабенькая у нас, вот и выходит каждый год всё как с чистого листа). На самом деле, если разобраться, не так всё сложно, вот только уже в процессе службы мозг почему-то начинает тормозить не смотря на наличие перед тобой заранее приготовленной шпаргалки. Смотрю на неё и понимаю, что «смотрю в книгу, вижу ..».
В первый вторник, после «каникул» на первой седмице по причине чтения Великого покаянного канона, нас на клиросе собралось на удивление много, так что на партии первого и второго голосов было по два, три человека.
- Кто проводит сегодня службу? – как обычно спросила Н.С.
- Вы, – дружно ответили мы преподавателю с некоторым ужасом просматривая и изучая последование великого повечерия, которое в приходских храмах служится исключительно в Великий пост и поэтому является предметом мало изученным либо просто забытым. Я вообще была на такой службе впервые, понять бы ещё из чего она состоит. Поэтому даже вечно смелая я не решилась на проведение службы. Утреню (если не петь библейских песен) я бы осилила наверное, ведь такой опыт у меня уже был на сырной седмице, но великое повечерие вызывало у меня некоторые вопросы. Преподаватель понимала наше замешательство и со своей стороны тоже не стала никого ставить на роль регента и показала нам в этот день мастер-класс.
В следующий вторник службу проводила я. Пели мы всего лишь втроём. Служил (ах, я уже не удивляюсь) снова отец А. Так вышло, что чаще всего мои службы попадали на дни его служения. Наверное, так случается для смирения, поскольку я предпочитаю небыстрый темп, и мне было бы удобнее проводить с другим священником. Но приходится подстраиваться под темп батюшки. Из-за этого, правда, я всегда очень суетлива на службах с ним, поскольку зная, что он любит быстрый темп, спешу с задаванием тона и «гоню» стихиры.
На одном из последних занятий был немного рассмотрен вопрос родственных тональностей. По этой причине я решила, что пора бы уже и на таких службах взять в руки камертон и вести всю службу по нему, составила дома тональный план в процессе подготовки к службе. Видимо, залез в мою душу червяк по имени «я уже могу» или допустила некий помысел, что могу сама теперь справиться с помощью камертона, что скрывать, были тщеславные мыслишки. Господь смирил меня. Начав великое повечерие, как планировала, в фа-мажоре, перейдя затем в параллельный ре-минор (захотелось мне спеть «Пресвятая Богородица Владычице, моли о нас грешных» и прочие прошения именно в минорном варианте, потому что он более умилительный на мой взгляд), допускались с моей стороны ошибки в задавании тона, что даже один раз я сама запела первым голосом, вместо второго. Когда стало ясно, что священник под камертоновую тональность подстраиваться не будет, я поняла, что эта штука в данном случае мне и певчим только мешает. К концу повечерия я решила оставить его лежать спокойно на аналое и руководствоваться, как обычно, тоном священника и внутренними ощущениями. Господь ведь дал человеку дар гармонии и Он помогает эту гармонию ощутить и дать нужный тон. Резюмируя: я понадеялась на себя и на инструмент, а не на Бога, вот мне Господь и показал, какая я самостоятельная.
Служба давалась не легко. Великий пост одним словом. Продолжался период моего свободного плавания, казалось, что Господь оставил. Но умом я понимала, что это не так. Мне виделось, что всё совсем плохо, я бы поставила себе двойку за службу. Но преподаватель снова была другого мнения.
Это был период, когда надо было выстоять и не бросить дело, проверка на вшивость, если хотите. Господи, помоги!



Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen