Freitag, 1. Juli 2016

Боголюбская икона Божией Матери


1 июля совершается празднование Боголюбской иконы Божией Матери.

Установление празднования связано с событием, произошедшим с благоверным князем Андреем.
В 1155 году князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Князь Андрей исполнил повеление Богородицы и заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. 
Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

Это событие очень напоминает явление Богородицы во Влахернской церкви в Констатинополе в середине Х века, в результате которого установился праздник Покрова Божией Матери (установленный в России как раз князем Андреем Боголюбским). 
Об этом говорят и тексты службы, похожие на тексты службы Покрова.
Кондак Богородицы Боголюбской иконы очень схож с кондаком Покрова и поется на подобен "Дева днесь", глас 3.

Сравним, кондак Покрова:
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
И кондак Боголюбской Богородицы:
Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Также и многие другие тексты служб имеют смысловые пересечения.
Не просто так празднование Покрова установилось именно на Руси (в Греции, где событие произошло, Покров не празднуют). Там был блаженный Андрей, который удостоился лицезреть Богородицу (славянин по национальности), у нас – князь тоже Андрей.

В этом смысле можно считать празднование Боголюбской Богородицы малым летним Покровом. 

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen