Mittwoch, 21. September 2016

Поездка на Валаам

«О, дивный остров Валаам, рука божественной судьбы воздвигла здесь обитель рая, обитель чистой высоты» – таковы строки песни-гимна Валааму и действительно с этим не поспоришь. Любой, оказавшийся на этом острове, захочет воспевать его тем самым славословить Господа подобными словами!
Моё пребывание на Валааме я считаю чудом.
Я давно мечтала побывать на этом дивном острове, но почему-то всегда казалось, что со мной этого не произойдёт. Можно сказать, я просто так ответила «Поехали!» на восторженную фразу подруг «а поехали на Валаам!». В реализацию как-то не верилось, ведь мы уже однажды собирались в Питер, к святым местам, и даже туда не доехали, а тут Валаам... К тому же лето подходило к концу, наступали холода. Но удивительным образом в середине сентября эта поездка всё-таки осуществилась.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские пригласили нас посетить их чудную обитель. Это была двухдневная паломническая поездка. Милостью Божией не было никаких препятствий в пути и во время пребывания: стояла прекрасная сухая солнечная погода, Ладожское озеро было достаточно спокойным для продвижения по нему.

Добирались мы из Москвы поездом до Санкт-Петербурга, затем уже вместе с группой на автобусе до Приозёрска и далее по водам Ладожского озера до Валаама.
Мне было очень приятно хотя бы проездом побывать в Питере. Последний раз бродила я по этому чудному городу лет десять назад. Казалось, это было очень давно, ведь я тогда ещё не была воцерковлена, поэтому меня не интересовали какие-либо святыни, тогда были иные цели.
Поездка на судне казалась долгой. Но это было удивительно! Ранее мне не приходилось так длительно (часа три) путешествовать по воде. А как прекрасно Ладожское озеро! Оно то спокойно, то вдруг откуда ни возьмись подует ветер, и волны начинают сильно раскачивать судно. На таком ветру мы стояли на палубе и пели тропари, которые были напечатаны на брошюрках паломнической службы: преподобному Сергию и Герману Валаамским, Богородице Валаамской, Александру Свирскому и, конечно же, святителю Николаю – первому помощнику путешествующих, и особенно по воде.

Когда на горизонте показался остров с его скитами, невозможно было находится внутри судна, многие вышли на палубу, наблюдали и фотографировали необычайную крастоту природы: яркие краски осени с зелено-оранжево-красной листвой деревьев, прозрачная необычайного цвета вода, бьющаяся по берегам о грозные тёмные скалы. Среди всей этой красоты сияли на солнце кресты церквей скитов и, конечно же, красавца Спасо-Преображенского собора – главного храма острова.

Только мы вступили на Валаамскую землю, мы сразу ощутили будто находимся в ином мире, словно не на этой земле, и не в России. Ожидая пока мы сможем двинуться с нашей группой в сторону гостиницы «Игуменская», где мы размещались, мы зашли в часовенку на берегу и спели там «Взбранной Воеводе» в благодарность Богородице, ведь Она безусловно тоже помогала. Ах, какая же там акустика! Казалось, звук идёт на весь Валаам.

Каждый приезжает в такие места для своих целей, общая у всех безусловно –  получить благодать. Мне же хотелось тишины и покоя, отдохнуть от городской суеты, огрмного количества людей, ощутить незримое прикосновение и величие Творца через каждую сотворённую Им тварь, даже самую малую травинку, цветочек, листочек. Поэтому у нас не было желания ходить вместе с группой на экскурсии, и первый день мы провели самостоятельно.

Отобедав в монастырской трапезной, мы направились на прогулку по территории и забрели в один из садов. Это просто какой-то отблеск рая, так всё идеально сделано руками монахов и труждающихся на острове: листочек к листочку, травинка к травинке. Мы стояли в глубине сада среди яблонь и пели 103 псалом «Благослови душе моя Господа». А какие вкусные яблоки! Я вообще не люблю яблоки, но попробовав их там, я поняла, что просто никогда не ела настоящих яблок.

Немного перекусив в кафе сада, мы узнали дорогу у постояльцев и направились в Никольский скит. Дух захватывает от природной красоты, когда идёшь по дороге к скиту. Сначала всё обычно, но вот поворот, ещё поворот и открываются дивные виды: по краям лес, величавые сосны, бесконечно много воды. Теперь мы находимся там, куда смотрели с корабля, мостики, мостики и вот уже виднеется скит. В храме скита нам не удалось побыть в одиночестве, там мы застали нашу группу.

Главные насельники острова из животных – это многочисленные кошки и коты, разных мастей, но все необыкновенно ласковые и ручные. Вот некоторые из них приютились и в Никольском скиту.

Возвращаясь назад, можно значительно сократить путь и не идти по большой дороге, а нырнуть по деревянной лестнице в глубину леса, и вот ты уже на основной территории.
Наша группа собиралась на игуменское кладбище, но мы, поужинав, пошли на воскресное всенощное бдение, которое начиналось в 19.00.
Что можно сказать про службу? Это иной мир, стоя в храме, не понимаешь, на земле ты сейчас или вознесён уже на небо, где совершается удивительная божественная служба, сопровождаемая воистину ангельским пением хора братии. Там невозможно не молиться. Душа сама общается с Богом. Понимаешь, как же обременяет её, бедную душу тело. Но пока не время, пока надо ещё поработать на этой земле, чтобы получить возможность вечно наслаждаться подобным общением с Творцом. Немощные и непривычные к большим службам, мы устаём, ноги болят и под конец службы даже подшатываются, поясница ломит, но душа живёт, ей сейчас хорошо, она дома. Ради неё родимой всё потерпишь.
Господь в таком месте словно открывает самую малость того, что ждёт душу в раю, чтобы это стало стимулом, толчком к деланию в этой жизни, к терпению, смирению, покаянию, чтобы Господь принял душу в Царствие Небесное. И там действительно меняешься, начинаешь больше смиряться, меньше думать только о себе. Ах, как хотелось бы сохранить это состояние как можно дольше и по возвращении в город.
Утром в 9.00 Божественная литургия. В воскресные дни полунощницы не бывает. Но, кто приедет в иные дни, может сходить на эту чисто монастырскую службу.
После службы завтракать мы пошли в наш любимый сад.

Сегодня там правда более многолюдно. Система меню практически «всё по одной цене»: 100 рублей, будь то 100 грамм местной копчёной форели или пирожёк с ней же, или кофе из турки.
Далее нам пришлось присоединиться к нашей группе, поскольку по плану была поездка по нескольким скитам за короткое время, одни бы скорее не добрались. Автобус отвёз нас до определённой точки, и далее мы шли по скитам три километра красивейшими извилистыми лесными дорогами.
Первый на пути – Воскресенский скит.

В нём обустроено подобие Гроба Господня. Под пение «Христос воскресе» и «Воскресение Христово видевше» мы поклоняемся Гробу Господа, заходим в самую глубь, так называемый притвор Ангела. Низкий и узкий проём соединяет его с пещерой св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима. Было подлинное ощущение Пасхи, словно время вернулось назад и мы находились на Светлой седмице. Далее – Гефсиманский скит – резной деревянный храм с красивыми голубыми крышами, но внутрь храма входить не разрешается.

Эти места называются Новый Иерусалим. Есть там и гора Елеон, и Гефсиманский сад с необычайно зелёной травой и прекрасными яблонями. Завершаем пешию прогулку через лес вдоль озёр и приходим к Коневскому скиту (в честь Коневской иконы Божией Матери). По дороге изредка поём, но идти и петь тяжеловато.

Возвращаемся снова на основную территорию, небольшой перекус в нашем любимом кафе в саду, и нам пора назад. Мы снова заходим в часовню и поём «Взбранной Воеводе» и тропарь святителю Николаю, прося помощи в дороге. Последний взгляд на остров перед захождением на судно. Как же не хочется тебя покидать, дивный Валаам! Мы посетили ещё не все твои места, не все скиты, не все сады, поэтому у нас есть повод приехать ещё раз, если Бог благословит.
Дорога назад была весёлая и музыкальная. Большую часть времени просидели в буфете судна и успели прославится в нашей группе, поя церковные песнопения и известные песни. Вообще группа у нас выдалась достаточно музыкальная: в Воскресенском скиту замечательно подпевали несколько басов. С одним из них из города Братска у нас завязалось приятное знакомство. Он пел когда-то на клиросе и даже учился на регента, но потом как-то не сложилось, а память всё сохранила.
Хитом стала песня про коня. К нам присоединилась экскурсовод другой группы Ксения – певчая одного из храмов то ли в Питере, то ли в области.
«Что же вы раньше не пели? – спрашивала нас наша экскурсовод?». Да мы что, мы же скромные.

И вот мы уже в Приозёрске, по неосвещённой дороге идём к автобусу. Через несколько часов в Питере, из окон автобуса удалось полюбоваться красотами ночного города. Небольшой перекус и ту-ту домой, в Москву. И всё, снова обыденная жизнь. А Валаам? Был ли ты? Или ты мне приснился? Был, знаю точно, был и остался навсегда в моём сердце.