Freitag, 2. September 2016

Наставления христианке

Наставления обращены к сестрам Марфо-Мариинской обители, но они вполне могут быть использованы любой христианкой, желающей идти по стопам Христа.
(Из книги «Золотой святыни свет», Е.В. Неволина).

Наставление отца духовного сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия «По стопам Христа»

1.      Сестра во Христе! Ежедневно, вставши от сна, скажи сама себе: «Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги мне сегодня исполнить на деле во внутренней и внешней моей жизни это мое сердечное желание и долг…иду». После этого иди или на общую молитву обители, или сама прочти внимательно положенное правило, после которого еще можешь помолиться своими словами. Затем или прослушай, или прочти несколько стихов из Евангелия, посланий святых апостолов, один псалом, житие дневного святого. Читай и проси внутренне Господа, чтобы прослушанное или прочитанное было тебе как бы уроком для подражания и исполнения на сегодня, и потом иди на дела твои.

2.      Сестра, помни всегда ту цель, ради которой учреждена обитель и ты пошла на труд. Цель эта: при помощи Божией показать настоящему обществу истинно христианскую жизнь так, как светилась она пред древним языческим обществом. Этим сознанием укрепляй свою бодрость духовную. Употреби же все силы твои, чтобы явить на деле силу религии Христовой. Покажи, что еще жива вера Христова, что еще действенна любовь Христова, что учение и благодать Христовы действительно преображают душу, тело и всю жизнь отдельного христианина,  семьи и общества. Покажи на себе, что эту силу Христову не могут поколебать ни соблазны мира, ни злоба, ни зависть, ни раны и болезни, ни самая смерть. Она – эта сила – велика и вечна, как велик и вечен Христос.

3.      Сестра, помни, что ты трудишься во славу Бога, благо ближних и спасение души своей; благословен да будет труд твой и память о нем у Господа и в сердцах людей во веки.

4.      Сестра, когда ты приходишь в храм для молитвы, или прислуживать в нем, или читать или петь, всегда помни, что храм есть видимое небо, рай, дом Божий, как и сказано в богослужебной книге: В храме стояще славы, на небеси стояти мним… – Посему будь внимательна ко всему, что делается в нем; это Святой Хозяин принимает тебя, разговаривает с тобой, поучает тебя, утешает и услаждает тебя, насыщает бессмертною Трапезою – Телом и Кровию Своею. – Возможны ли здесь небрежность, рассеянность, смех?! На служащего священника смотри, непременно забывая о его частной жизни. Взирай на него как на посланника Божия, служителя и строителя Таин Божиих. Посему и священные одежды на нем; они закрывают от взора людского, что он подобный всем человек, и являют его нам преукрашенным, блистающим, как бы Ангелом Господним. Уста его, вещающие нам слова Евангелия и молитвы, есть уста Божии, благословение его есть благословение Христа, действующего в благодатном таинстве Священства. За частную же жизнь не суди иерея, а молись о его спасении, ибо трудно священнику, весьма трудно и опасно: для него Страшный Суд – всех страшней, ему ведь поручено служение на земле, какое не дано даже Ангелам. Если, по благословению священника, ты удостоишься служить при храме, читать и петь, то считай это за великую честь и счастье: ты делаешься как бы Ангелом Господним, возвещающим людям волю Божию, ты в пении сливаешься с Серафимами, ты делаешь великое дело любви к ближним, так как примером благоговейного стояния в храме, прекрасным чтением и пением ты согреваешь души людей, приводишь их к Богу. Помни: храм и прекрасно совершенное христианское богослужение есть первая и великая проповедь о Христе и вечном спасении. Делай же это святое дело со страхом, благоговением и радостию.

5.      Сестра, если ты увидишь, что мало как будто бы результата, плода дает твой труд, а также деятельность обители вообще; или по каким-либо причинам ближние твои будут внушать тебе это, и у тебя начнут появляться мысли: «не бросить ли? Стоит ли отдавать силы и здоровье на столь невидное и малоплодное дело?» – тогда, раскаявшись внутренне в этом грехе твоем, спеши сама себя успокоить. Вспомни тогда слово Христа, что подавший во имя Мое чашу (только-то) холодной воды – не останется без награды. Неужели же этой «чаши-то холодной воды» не найдется в трудах твоих? Успокойся, найдется, только бы в делах твоих была любовь, усердие, ревность, что, собственно, и нужно Господу. Помни: хотя капля, но пользы, а ведь из капель ручьи, реки и моря составляются. Ты принесла на жертвенник Божественной Любви и Правды каплю, другая сестра каплю, все по капле, а целая обитель уже ручей, реку, а пройдут годы, и обитель принесет Господу целый океан труда, веры и любви. Помни это и гони от себя немедленно все внутренние и внешние искушения, мешающие мирной работе твоей.

6.      Сестра, если ты на этом истинно-христианском пути жизни заболеешь, или получишь насмешки, оскорбления, даже раны и побои, обеднение, потеряешь земной блеск, величие и славу, даже преждевременно от великого труда твоего сойдешь в могилу – смирись, благодари, претерпи до конца. Помни, что тогда тот блаженный венец, получить который уповали первые христиане и которого многие из них удостоились, – венец мученичества за Христа – обещан и тебе, если, уповая на помощь Господа, смиренно и благодарно, терпеливо претерпишь все до конца.

7.      Сестра, естественна во всяком труде усталость, ослабление энергии; старайся ободрить себя и прежде всего:
а) возможно частою, даже непрестанною молитвою к Богу. Помни: Господь Отец твой всегда с тобой, дочерью Своей, как и Сам сказал: Я с вами до скончания века (Мф. 28, 20). Он премудр, всеблаг, всемогущ, знает движения сердца и мысли твоей. Неужели же Он оставит без поддержки уставшую, ослабевшую на христианском труде Свою дочь? – Никогда! Ведь это Господь устами апостола Своего сказал заранее всем труженикам правды и любви Христовой: Не дам испытания сверх сил, а с испытанием дам и облегчение (1 Кор. 10, 13). Только одно необходимо: это отсутствие гордости в труде нашем, сознание собственной немощи и полное с доверием и любовию единение немощных сил наших со Христом – Источником жизни и воскресения; плодом же этого единения является ничем не сокрушимое мужество, крепость христианина и успех в трудах его. Послушай, как ясно говорит об этом Господь: Я есмь Лоза, а вы ветви. Как ветвь не может приносить плода, если не будет на лозе, так и вы, если во Мне не пребудете. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Не бойся, только веруй, все возможно верующему. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, то возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21). А святой апостол Павел, когда изнемогал в трудах своих и видел в них одни лишь немощи свои, услышал от Господа великое слово: Сила Моя в немощи совершается и потом, укрепляемый этой силой, восклицал: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе, и еще: Благодатию Божиею есмь еже есмь (Флп. 4, 13; 1 Кор. 15, 10). Поэтому, сестра, молись, то есть благоговейно говори со Христом – Отцом твоим, как дочь, откровенно о всем, что наполняет существо твое. Молись возможно чаще, не только на утреннем и вечернем правиле, но говори с Ним и ходя, и сидя, и лежа, и работая. Говори хотя внутренне короткими воздыханиями, примерно так: «Господи Иисусе Христе, спаси же, помоги же, не дай погибнуть; вразуми; охрани; подкрепи падающие мои силы; прости греховные движения существа моего; благослови обитель нашу и труды мои; помоги простить всех, любить всех; спаси всех; устрой жизнь мою по Твоей святой воле, благодарю Тебя за все в моей жизни».
б) Сестра, помни: если живые люди мало или вовсе не поймут и не поддержат тебя, то у тебя есть целый сонм святых и Ангелов – этих вечных друзей твоих. И каких? Уже прошедших первый период вечной жизни, – прошедших доблестно, показавших ясно на себе, что истины христианства, при благодатной помощи Господа, осуществимы и на земле настолько, чтобы преобразить человека в истинного сына Божия. Подкрепись же их примером и брось раз и навсегда пустую, обычную отговорку лени: «ведь они были святые, а мы грешные, немощные». Нет, они не были святые, а стали святыми, благодаря своей вере, любви и подвигу!.. Стремись же и ты, сестра, стать святой подвижницей: это вполне возможно для тебя и для всех. Не только учись у святых, но и зови их на помощь: «Пресвятая Богородица, спаси, помоги; Ангел Хранитель, благослови, помоги; святая (чье имя носишь) и все святые, благословите, помогите данною вам благодатию Божиею, вразумите вашим духовным наставлением!» Пример святых, поддерживай чтением их жизни и писаний, и беседа с ними или молитва сделают то, что ты никогда не будешь себя чувствовать одинокой и скоро обогатишься умением жить по-христиански.
в) Сестра, еще помни средство для поддержания сил своих, средство таинственное, но могучее: это теснейшее единение со Христом духовно-телесным существом своим в таинствах, и особенно в таинстве Святого Причащения. Посему, достойно приготовившись, говей и приобщайся Святых Таин не менее шести раз в год.
г) Наконец, не забудь, что у тебя в обители есть твои духовные отец и мать – духовник и настоятельница, которые хотя и сами грешные люди, но всегда готовы и должны поддержать слабеющих, наставить неумеющих. Бог поможет им и тебе, так как ты идешь к ним во имя Христа, – они идут к тебе в Его же имя, – а где двое или трое соберутся во имя Христа, там и Он посреди их.

8.      Сестра, старайся побеждать в себе начинающийся грех. Мысль, воображение, слово (или дело) – вот три фазы греха. Лови себя на мысли и немедленным покаянием уничтожай грех в начале, тогда и воображение твое будет чисто, и слово и работа святы, мирны, плодотворны. Вечером же непременно приучи себя к вечернему покаянию, то есть после вечернего правила осмотри духовным взором прожитый день, стоя внутренне перед Самим Христом, и в плохом принеси сердечное раскаяние с решимостью исправиться, а за хорошее воздай славу и благодарение благодати, милосердию и долготерпению Господа. Непременно вспомни о смерти, прототип которой есть сон. Вспомни о краткости земной жизни, о переменчивости и изживаемости земных счастий – красоты, богатства, славы, наслаждений. Вспомни о сладости блаженной вечности со Христом. Вспомни о свойствах Божиих: вечности, благости, мудрости, могуществе, святости, правде, вездесущии, неизменяемости и проч. и сообразно с этим спрашивай себя: уподобляешься ли ты Господу, любишь ли Его, надеешься ли на Него? и проч. Усни с этим, и сон твой будет мирен и тих.

9.      Сестра, помни: каждый человек есть создание Божие, но создание заблудшее: он – брат твой больной: смотри же, без раздражения ухаживай за больными – грешными людьми. Рассуди: Бог Святая Троица едина по Существу, но раздельна в Лицах, и деятельность Святой Троицы так едина, гармонична, что эта раздельность Лиц не делит Существа, и причина деятельности есть Любовь, а плод ее – чудный мир сей, вселенная. Бог – Троица и человека создал по Своему образу и подобию, так что и человечество тоже едино по существу, хотя и раздельно в лицах. Деятельность всех людей должна быть единою, деятельностью любви. Все люди, уподобляясь Творцу своему, должны составлять одно гармоничное целое, духовный организм, где все части – люди – действовали бы на пользу друг другу без противоречий; причем это святое единение людей должно быть результатом свободного произволения каждого отдельного человека. Счастливы люди, если они помнят о вечном своем назначении – богоуподобления, выражающемся главным образом в деятельной любви; это – основа Царства Божия, которое, начинаясь на земле, в полной мере расцветет после общего воскресения. Вдвойне же счастливы те люди, которые не только сами стремятся к этой цели, но и самоотверженно трудятся для ближних, чтобы и в них пробудить сознание необходимости жить только богоподобно. – Видишь, сестра, как велика, славна цель жизни человека и человечества и как позорно забыть эту цель. Посему в каждом встречающемся тебе на пути жизни человеке ищи прежде всего хорошее, остатки образа Божия, они есть несомненно, только часто, ах как часто прикрыты густым слоем разврата, суеты. Не обижайся же на скверные выходки по отношению к тебе грешника, он больной, прости его, кротко обойдись с ним, постарайся пробудить в нем раскаяние и сознание своего подобия Богу, не осуди его. Вообще, прими за непременное правило: снаружи никогда не раздражаться, не осуждать – внутри же немедленным покаянием и непрестанною молитвою за согрешающего отгоняй от себя гнев и осуждение. Не забывай о подобии человека Богу и постарайся помочь самому последнему бедняку и развратнику сбросить с себя скорлупу разврата, греха и засиять своим богоподобием, как и нужно истинному сыну Божию. За всякого оскорбившего тебя или на твоих глазах согрешающего внутренне молись примерно так: «Благодарю Тебя, Господи, что меня, грешную, Ты удостоил принять поношение за имя Твое; спаси сего грешника и наставь его на путь покаяния и исправления, ведь Ты и за него страдал». Не забывай богатых и здоровых, но немощных духом; они тоже люди, часто гибнут от маловерия, греха, незнания истинной духовной жизни: они часто скорбят, как и прочие. Вспомни слово мудрости народной: «И чрез золото слезы льются!»

10.  Сестра, помни, что ты пошла работать в жизнь, как бы в поле, чтобы сеять в себе и во всех окружающих семена веры, любви, мира, смирения, утешения, довольства. Смотри же, не сделайся когда-либо причиной раздора, зависти, горя ближнему; в этом отношении особенно бойся собственного твоего языка. Господь Иисус Христос сказал, что человек от слов своих или оправдается, или осудится, а святой апостол Иаков говорит: Язык небольшой член, но много беды делает, он огонь, прикраса неправды, им благословляем Бога, им же проклинаем ближнего! (Иак. 3, 5-6) Это совершенно верно: сказанное слово не вернешь, и часто одно неосторожное слово делается основанием большого горя и зла. Смотри же, сестра, храни в себе, что видишь и слышишь вокруг; ближнему говори только то, что ему на пользу. Храни честь обители, храни порученную тайну, какой бы она ни показалась тебе пустой, – для больного и несчастного человека все важно. Вообще запомни, что пустяков нет в жизни; ты живешь и работаешь пред лицом Бога, в очах Которого даже мысль и движение сердечное весьма важны.

11.  Сестра, когда идешь на работу, имей при себе непременно Святое Евангелие (вместе с Апостолом и Псалтирью), молитвенник и книгу для назидательного чтения. Где придется работать, не только сама исполняй положенное тебе правило, но постарайся с любовью и кротостью возбудить желание, чтобы те, за кем ходишь ты или с кем работаешь, прослушали читаемое тобою правило. Помни, это тоже великое лекарство для больных душою и телом людей (ведь грех есть основание и телесных болезней). Люди часто не умеют ни молиться, ни читать святые чтения. Они или забыли это после учения своего, или вовсе не знали, ведь общеизвестно, что религиозно-нравственное воспитание и духовная жизнь по заветам Евангелия и уставу Святой Церкви в большинстве нынешних семейств ужасно пали; напомни им, помоги им, научи их. Имей при себе список книг, которые следует прочитать христианину для укрепления веры и для научения правильной христианской жизни. Вообще имей пред твоими духовными очами слова святого апостола Павла: Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветлевым ко всем, учительным, незлобным, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. 2, 24-25).

12.  Сестра, всегда носи в уме и сердце твоем пресветлый образ Заступницы усердной рода христианского, Матери Божией; к Ней обращай твое сердце; Ей, как нежной Матери, открывай свои скорби, поведай в детской простоте свои немощи, свои нужды и заботы. Памятуй, что Она – первая и величайшая в мире крестоносица, а посему – первая и всемощная за всех скорбящих и обремененных Заступница и к Сыну Своему и Богу Ходатаица. Ее покрову и заступлению вручил Он с креста всех верных чад Церкви Своей в лице возлюбленного ученика Своего, когда Ей изрек: Се сын Твой, а ему – Се Мати твоя. Чаще перечитывай умилительные сказания о Ее земной жизни и подвигах и, укрепляя себя Ее примером, проси Ее благодатной помощи. Вся Ее святая жизнь, особенно после вознесения Господа на небо, была посвящена тому же служению Богу в ближних, какому в некоей малой мере желаешь и ты себя посвятить. Она – первая в Христианской Церкви и сестра, и Матерь милосердия; около Нее объединились и Марфа и Мария, и Магдалина и Саломия, и другие святые жены евангельские, которые почитали Ее как бы настоятельницею своей святой общины. Вот почему – услышишь ли бой часов в тишине ночной, почувствуешь ли непосильную тяготу своего послушания, повеет ли холодом в сердце дух уныния – спеши повторять в глубине души Архангельское Ей приветствие: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». О, как близка Она ко всем, кто призывает Ее с верою, кто вручает себя Ее Матернему заступлению!

13.  Получивши из рук архиерея, служителя Христова, как бы из рук Самого Христа, крест – всегда помни, сестра, что это тебе, идущей работать среди тьмы греха, скорбей и болезней, Христос дал зажженный светильник, при свете которого ты удобно и успешно совершишь свою спасательную работу. Когда ревет буря и волны бросают корабль, как щепу, – тогда капитан глаз не сводит с виднеющегося вдали маяка. Он твердой рукою направляет корабль к этой светящейся точке, так как уверен, что там спасение, тихая пристань, и не ошибается. Так и для тебя, сестра, Крест Христов – это есть жизнь Христа. Господь наш, несмотря на бесчисленные и даже бешеные нападения сатанинской и человеческой злобы, всегда неизменно служил Отцу Своему, любил людей и их страдания, смирялся, благодарил, терпел даже до смерти и смерти Крестной, и вот в результате победа: воскресение и торжество христианских начал в мире. Значит, Крест есть символ всего самого возвышенного, благородного, святого, прекрасного. Он есть знамя победы. Отсюда и ты помни, что как бы ни были вообще жестоки волны житейского моря, ты победишь их несомненно, если Крест Христов, а с ним и жизнь Христова будут всегда сиять пред твоими глазами как духовный маяк. «Тихая пристань»: сознание исполненного христианского долга, и отсюда мир души, затем и воскресение уже для вечной блаженной жизни со Христом ждет тебя и тех, для которых ты трудилась.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen