Dienstag, 26. Mai 2015

Литургика. Лекция 21: Пасхальная служба

ЛЕКЦИЯ 21: ПАСХАЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

Служба Праздника Праздников, Воскресения Господа нашего Иисуса Христа (Пасхи) служится обычно ночью. Сама пасхальная служба должна начинаться с началом дня (календарного, не церковного), т.е. в полночь. Это связано с тем, что точное время того, когда Христос воскрес, не известно. Однако, при этом не стоит высчитывать каждую минуту и начинать службу ровно в полночь, разница в несколько минут ни на что не повлияет.
Самой пасхальной службе предшествует полунощница. В обычные дни этот чин служится только в монастырях. И лишь на Пасху полунощница служится в приходских храмах. Общее последование полунощницы находится в часослове. Эта служба относится еще не к Пасхе, а к Великой субботе. Соответственно на ней поется канон Великой субботы. Во время пения ирмоса 9-й песни «Не рыдай Мене, Мати» (обычно музыкально замедленного) Плащаница Господа поднимается и уносится в алтарь.
Пасхальная служба начинается песнопением «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех…». Сначала его поют священнослужители, затем хор, после чего начинается крестный ход.
По окончании крестного хода, перед закрытыми дверями храма начинается утреня, с особым началом, пением тропаря «Христос воскресе».
На этой и всех последующих службах практически отсутствует чтение или пение псалмов.
По входе в храм начинают пение канона Пасхи. Это единственный канон, при котором ничего не читается, а все тропари поются хором. По правилам начало каждого ирмоса должен петь священник, а затем хор. Каждая песня содержит 2 тропаря, по уставу положено исполнять 12 тропарей, соответственно каждый тропарь должен быть пропет 6 раз, чего на практике не происходит. Это связано с тем, что когда были даны такие указания, хоры пели еще антифонно, т.е. на два хора, соответственно пока пел один хор, другой имел возможность отдохнуть. Теперь исполнить такое количество тропарей без остановки одному хору было бы очень сложно, ведь еще петь литургию.
После каждой песни канона поется катавасия – тот же ирмос и «Христос воскресе» трижды быстрым напевом. После 3-й песни ипакои, после 6-й – кондак.
После 9-й песни поется ексапостиларий «Плотию уснув».
Канон Пасхи поется также на всей светлой седмице. На ней к тропарям Пасхи прибавляются тропари Богородице.
Далее следуют стихиры на «Хвалитех», воскресные и пасхальные «Да воскреснет Бог» на глас 5-й. Они поются всю светлую седмицу и весь период до отдания Пасхи по воскресным дням.    
Читается слово святителя Иоанна Златоустаго и поется тропарь ему, после чего следует обычное окончание утрени.
Поются пасхальные часы. Особенность их состоит в том, что в них отсутствуют псалмы. Часы состоят из пения особых пасхальных песнопений, которые одинаковы и не разделяются на 1-й, 3-й, 6-й или 9-й часы.
Затем начинается литургия пасхальным началом. Поются праздничные антифоны, которые поются также всю светлую седмицу. Вместо «Трисвятое» поется «Елицы во Христа креститеся». Вместо «Достойно есть» поется задостойник «Ангел вопияше». Соответственно весь период до отдания Пасхи на вечерних богослужениях не поется «Честнейшая», на литургии «Достойно есть».
В конце литургии многие песнопения заменяются на «Христос воскресе».

В воскресенье вечером совершается пасхальная вечерня. На ней поются стихиры на глас 2-й. Глас 1-й был в саму пасхальную утреню. На следующий день стихиры поются на глас 3-й и т.д. всю неделю меняется глас. Тем самым происходит зарождение Октоиха, который прекратили петь с Лазаревой субботы. Единственный глас, которому не посвящен день светлой седмицы, - это глас 7-й, поскольку гласов 8, а дней 7. Ввиду того, что он является самым редким, его и здесь решили урезать.
На вечерне поется великий прокимен «Кто Бог велий». Особенность вечерни в том, что на ней читается Евангелие.

Служба Отдания Пасхи на практике может совершаться по-разному. Во многих храмах ее служат аналогично пасхальной, когда все поется и все чтения опускаются.  

Источники:

-      Лекции О.В. Мартынова.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen