Donnerstag, 3. November 2011

О вечерней и утренней молитвах

Думаю, что многие ловили себя на том во время чтения утреннего и вечернего молитвенного правила, что частенько мы отвлекаемся иными, мирскими мыслями. Устами произносим текст, а мысли уже где-то в другом месте. Безусловно есть способы сохранять сердце во время чтения правила чистым от таких мыслей и отдавать его исключительно Богу.

Очень мне понравилось, что рекомендует на эту тему Митрополит Антоний Сурожский  (Блум) (1914-2003) в своей книге «Труды. Книга вторая» (с. 339-341).

«Во-первых, если посмотреть на эти молитвы (имеются в виду утренние, вечерние*), вы увидите, что они начинаются со слов, которые мы произносим легко, потому что мы произносим легко, потому что мы привыкли к ним и не чувствуем, какую ответственность берем на себя, насколько ответственно наше положение, когда мы произносим их. Это слова «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Они означают, что все, что мы теперь будем делать, все молитвы, которые мы будем читать, все наши мысли, все чувства нашего сердца – все будет совершаться во имя Божие, не в наше, ради Бога, не ради нас самих. Когда мы воздаем славу Богу, когда стараемся научиться жить в Духе, мы должны делать все это из любви и благоговейного поклонения Богу.»

«И еще, помимо этого основоположного отношения к Богу и к нашей собственной молитве, мы вступаем во взаимоотношение со святыми, которые произнесли эти молитвы прежде нас и лучше, чем мы умеем, от своего имени и, можно сказать, от имени всего человечества. …Мы едва ли можем рассчитывать, что усвоим себе все чувства, все мысли, весь опыт святых прошлого.

Как же в таком случае можем мы пользоваться этими молитвами, оставаясь правдивыми?

1. Вот здесь-то я и хочу провести некую параллель. Все мы были детьми; и бывало, что нас отсылали из общества взрослых, либо потому, что было позднее время и нам пора было спать, либо потому, что мы были, мягко говоря, лишние. И, думаю, многие из нас – если не все – исхитрялись (из под дивана, из-за прикрытой двери, или у открытого окна в саду, или еще какой-то уловкой) послушать, о чем же говорят взрослые, когда нас нет. И я уверен, что многие разделяют опыт, который знаком мне и другим: поначалу мы слышим, что взрослые говорят о чем-то совершенно непонятном, нелепом, пустом. Затем время от времени кто-то расскажет случай или скажет что-то вполне понятное, осмысленное. Взрослый разговор становится доступным пониманию ребенка, и мы думаем: да, конечно, так и есть! А потом снова сказано что-то, что нас озадачивает, - оно не вовсе бессмысленно, но не вполне понятно. И мы думаем: да, в этом что-то есть.
А ведь действительно это так! Я вспоминаю себя, когда я только начала читать утреннее и вечернее правило, это была механическая вычитка непонятных слов и постепенно ты понимаешь больше и больше, начинаешь разбираться, пытаешься найти значение непонятного.

2. Нельзя ли применять этот же принцип, когда мы читаем молитвы святых? Святые – взрослые члены Царства Божия. Они говорят с Богом из зрелого опыта, они употребляют слова, которые порой выражают этот опыт с кристальной ясностью. Их мысли и чувства далеко превосходят наше понимание, потому что мы еще незрелые, мы младенцы не в том смысле, в каком Христос зовет нас быть детьми (Мф 18:3), а в том отношении, что мы еще не достигли зрелости. По слову апостола Павла, нас надо питать молоком, твердая пища еще не для нас (1 Кор 3:2). Если понять это, мы вполне могли бы читать каждую из этих молитв со вниманием, читать ее с интересом, читать с полным участием то, что уже в наш уровень, что уже нам понятно. А затем честно отключиться и обратиться к Богу со словами: «Господи, я не понимаю, как мог Василий – или Иоанн, Марк или кто еще – сказать так. Я этого не познал на опыте. Я это понимаю вот так, но не ошибаюсь ли я? Если мое понимание замутнено, потому что во мне есть зло, очисти меня! Если все дело в том, что я еще не дорос, слишком мал, чтобы понять всю глубину и простор их мысли, дай мне время вырасти!»
Если поступать так, то мы могли бы вести себя перед Богом так, будто мы произносим эти молитвы из глубин нашего сердца, нашего ума. Мы могли бы признать перед Богом, насколько мы не в уровень этих молитв, и наши отношения были бы совершенно правдивы.

3. И потом мы могли бы сделать следующий шаг, который мне кажется ценным. Когда мы поняли, как таинственны души этих святых, насколько они превосходят нас, мы могли бы, прежде чем читать какую-либо из молитв, надписанных именем того или другого святого, сказать: «Святой Иоанн Златоуст, святой Василий, святой Симеон, святой Марк! Я сейчас буду  читать слова, которые выразили твой опыт Бога, может быть мгновенный, может быть, долговременный, твой собственный опыт себя самого и жизни. Помолись о мне! Принеси эту твою молитву Богу. Помолись о мне, чтобы я мог понять больше, чем понимал вчера и раньше, помолись, чтобы эти слова стали истиной в моем опыте и в моей жизни, чтобы я бы правдив по отношению к тем словам, которые произношу».

Если бы мы исполняли те три вещи, о которых я упомянул, если бы мы становились на молитву в собственное Божие имя, в акте благодарности, благоговейного поклонения, неизглаголанной радости о том, что нам так многое известно о Боге и что мы можем сейчас обратиться к Нему, если бы мы обращались к святым, которые выковали эти молитвы, и просили их помощи и поддержки в молитве, просили просветить нас, если бы мы честно стояли перед этими молитвами и точно знали, где мы стоим, мы были бы совершенно честны и могли бы двигаться дальше в более глубокие, подлинные отношения со святыми и с Богом и знать, где мы и кто мы такие».

Буквально сегодня попала мне эта очень содержательная книга в руки (к сожалению, ненадолго), и именно на этом месте я заострила внимание (не сложно догадаться почему, часто сталкиваюсь с вышеуказанной проблемой). Что же попробуем придерживаться данного совета. Бог нам всем в помощь!

--------------------

* курсив - мой

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen