Dienstag, 14. Oktober 2014

Литургика. Лекция 2: всенощное бдение, часть 1

ЛЕКЦИЯ 2: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАСТЬ 1.

 

Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб и состоит из:
-        великой вечерни;
-        утрени с полиелем;
-        1го часа.

В рамках всенощного бдения великая вечерня не имеет своего окончания, а утреня – начала, они как бы сливаются. Если же вечерня и утреня совершаются отдельно (к примеру, вечерня совершается в вечернее время, а утреня утром перед литургией), то это не будет являться всенощным бдением. Либо в будние дни вечером совершаются отдельно вечерня и утреня, а не всенощное бдение (за исключением отдельных служб, когда положено совершать всенощное бдение).
 По уставу положено перед великой вечерней совершать малую вечерню, с которой и начинается новый суточный круг. Малой вечерни должен предшествовать 9й час, который, как уже говорилось в Лекции 1, является последним служением суточного круга.
На практике в приходских храмах такого обычно не происходит, и всенощное бдение начинается с великой вечерни. В отдельных храмах малая вечерня и 9й час совершаются на престольные праздники (т.е. получается примерно один раз в год) с присовокуплением дополнительно акафиста соответствующему святому. Также бывает, что 9й час читается в рамках литургии после 3го и 6го часов.
Всенощное бдение положено совершать не каждый день. 
Всенощное бдение совершается:
- в субботу перед воскресной службой;
- накануне двунадесятых праздников;
- праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе:
 (например, отдельным святым; или совершать бдение положено Иоанну Предтече, апостолам Петру и Павлу, Иоанну Богослову и трем святителям, если день празднования этих святых попадает на воскресенье);
- дни храмовых праздников;
- любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.

Общий вид всенощного бдения оформился ко времени свт. Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках свт. Иоанн Дамаскин и свт. Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили Всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав Всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне.
Если посмотреть основную книгу о порядке богослужений – Типикон (Устав), то всенощное бдение представляет собой совсем не привычную нам двухчасовую (а то и менее) службу.
Опыт реального всенощного бдения с учетом всех положений Устава (например, с пением всего текста 103 псалма, всех 8 псалмов 1й кафизмы, с пением 120 (!) ирмосов и тропарей канона, множеством стихир, седальнов и т.п.) был проведен единожды в Киевской Духовной Академии. Описан этот опыт в книге М.Н. Скабалланович  «Толковый Типикон» (очень интересно почитать).
Приведу некоторые извлечения.
«Мысль о такой всенощной зародилась еще два года тому назад одновременно у двух профессоров Академии — проф. литургики свящ. В. Д. Прилуцкого и автора настоящей книги (М.Н. Скабаллановича). Обсудив вопрос, они решили, что осуществление этого намерения потребует расхода minimum в 300 руб. на два хора (которые по идее антифонного пения, на коем построено все наше богослужение, должны быть совершенно одинакового достоинства) и не менее двух месяцев напряженной подготовки (спевок). Когда упомянутые профессора поделились этими мечтами со своим единомышленником по литургической области еп. Аккерманским Гавриилом (Чепуром), он упрекнул их в наивности и сказал, что это будет стоить 3000 руб. и 2 лет подготовки. Носившаяся таким образом в воздухе мысль об идеальной всенощной запала в душу двух благоговейных студентов IV курса: священника З. Т. Саплина (куряк) и И. А. Лаговского (костромич; вышеперечисленные лица: рязанец, литовец и херсонец). Они решили сделать из этой всенощной нечто обетное и нашли среди студентов-певцов около 20 лиц, выразивших готовность, с немалым риском для горла, петь хотя бы то всю ночь, с 6 ч. вечера до утра. Человек 7 из этих 20 были студенты IV курса, затем по количеству следовали студенты I курса, потом II и, наконец, III; в племенном отношении исполнители распределялись приблизительно поровну между великороссами и малороссами».
Это уставное всенощное бдение состоялось в Свято-Духовской церкви Братского монастыря в ограде коего помещается Академия.
«В 6 ч. при закрытых царских дверях началось каждение алтаря». Пение полного текста 103 Псалма было закончено в 6 ч. 35 м. Утреня началась в 8 час. 40 мин. То есть одна лишь вечерня длилась 2 ч. 40 мин. За это время в наших храмах уже служится все всенощное бдение (практическое), а вечерня длится где-то минут 30-40.
«Канон начали в 10 час. 45 мин. и кончили в 12 час. 50 мин.», на который положено 120 ирмосов (песни канона). «Все окончилось в 1 ч. 50 м. ночи». Вся всенощная длилась в итоге 7 часов 50 минут (!).
«Трудно передать словами, что чувствовали слушатели этой службы, названной кем-то «исторической всенощной», и особенно ближайшие участники ее. Насколько необычно все было в ней, показывает следующее обстоятельство. Два руководителя службы, могущие проговорить наизусть всю 2-ю главу Типикона, так сказать, по очереди за всенощной теряли голову и должны были проверять друг другом себя — это ли следует далее. Большинство исполнителей службы решило на следующий день, что они в течение всенощной были как бы пьяные. Ни о какой усталости не могло быть и речи. Один певец заявил, что он мог бы, не сходя с клироса, спеть еще такую всенощную. Один студент, любитель поспать, несколько раз уходил из церкви, раздевался, укладывался в постель, но, не будучи в состоянии заснуть от мысли, что в нескольких шагах идет такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в церковь. Одна курсистка до всенощной выучила все псалмы, стихиры, каноны и библейские песни, имевшие петься. Те знакомые руководителей, коим не было послано уведомления о предстоящей всенощной, едва не рассорились из-за этого с ними и взяли слово, что при повторении чего-либо подобного их известят. А повторение возможно…».
Интересно, что после того, как нам (студентам певческих курсов Е.С. Кустовского) было рассказано о вышеизложенном опыте проведения уставного всенощного бдения, некоторые показали свое желание, повторить подобное. А почему бы собственно не нам? Лично я с радостью поучаствовала в такой службе хотя бы разок. Ведь раз первые святые христиане написали такой устав (что бесспорно было навеяно Святым Духом, а значит исходит от Господа), то такая служба возможна с Божией помощью. Ведь «без Мене не можете творити ничесоже» - сказал Господь (Ин., 15; 5).
Но вернемся к тому порядку всенощного бдения, которое совершается в нашей практике.
  Всенощное бдение начинается с каждения священником престола, что совершается в полном безмолвии. Затем следует великая вечерня, которая начинается возгласом священника «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор подтверждает истинность сказанного пением «Аминь».
Перед этим возгласом положено также произносить дьякону «Востаните!». Напрашивается вопрос почему, ведь только что все пришли и обычно стоят, а не сидят. Это связано с тем, что как уже говорилось, перед великой вечерней положено совершать малую вечерню, а перед ней 9й час. Между малой и великой вечерней была пауза, во время которой люди могли сидеть. Именно поэтому в часослове значится этот возглас «Востаните!». Думается, что теперь его можно воспринимать в плане «встать духовно», быть внимательными, настроиться на молитву, сейчас начинается служба.
На этот возглас хору положено петь «Господи благослови!».
Нельзя не заметить, что начало вечерни было положено Самим Господом Иисусом Христом. Он совершал тайную вечерю со своими учениками незадолго до распятия, когда совершил и первую Евхаристию, заповедав совершать ее во все времена.
В настоящее время в чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного 103-го псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам...» (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Святой Троице; «Отче наш»; «Богородице Дево, радуйся»; тропари; отпуст.
На вседневной вечерне предначинательный 103 псалом читается, а не поется, не совершается входа? и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма.
Малая вечерня является сокращением вседневной.
Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.
В составе всенощного бдения всегда служится великая вечерня.
После положенных возгласов клирики в алтаре начинают петь слова, которые обычно читаются перед началом чтения (пения) псалмов: трехкратное «Приидите, поклонимся…». Только на всенощном бдении эта молитва поется и поется 4 раза с добавлением последнего «Приидите, поклонимся и припадем к Нему».
Был забавный случай из жизни великого композитора С.В. Рахманинова. Как известно, им написаны ноты ко всем песнопениям всенощного бдения. Но, когда он начинал писать эти ноты, ему нужно было как-то разобраться с самим богослужением, для чего он общался с одним священником. В процессе разговора священник объясняет Сергею Васильевичу, что «Приидите, поклонимся…» поется в алтаре и к ним писать ноты не надо. На что Рахманинов отвечает: «уже написал, так здорово получилось!».
«Приидите, поклонимся…» было в составе богослужения еще у евреев, то есть до введения христианского богослужения.
Следующее действие в составе великой вечерни – хор поет 103 предначинательный псалом. Если мы откроем псалтирь и сравним с тем, что обычно поют на всенощной, то увидим, что текст псалма поется не полностью, часть стихов пропускается. Так случилось на практике, что текст псалма сократился. Всего в псалме 35 стихов. В составе нашего приходского всенощного поется значительно меньше (5-6 стихов выборочно). В зависимости от автора музыки, количество стихов может различаться.
Припевы псалма следующие: «Благословен еси, Господи», «Дивна дела Твоя, Господи», «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». В конце пения псалма поется «Слава» и «ныне» и трехкратное «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже».
Остановимся теперь на музыкальной части.
В основе всех богослужений в России лежат 3 распева: киевский, греческий, болгарский (фрагментально).
Самыми распространенными распевами 103 псалма являются: по праву ставший обиходным под авторством священника Димитрия Аллеманова, и греческий (в нотах читай «киевский»).
Надо заметить, что греческий распев, который исполняется у нас – это совсем не то, что поют в Греции. Изначально он пришел в Россию (тогда еще в Русь) из Греции вместе с православной верой, осмогласием и пр., но со временем очень сильно русифицировался, а название «греческий» осталось. 

На греческий 103 псалом написано множество переработок и гармонизаций. Автор одной из них уже упоминавшийся С.В. Рахманинов, который сохранил полностью изначальную одноголосую партию псалма, и лишь дополнил ее новыми нотами. Этот шедевр стоит послушать!  
Такая же история как с греческим произошла с распевом, носящим название «киевский». Этот распев не поют в Киеве. "Киевский" является на самом деле распевом, сформировавшимся в московской традиции. Тот, который поют в Киеве – это Киево-Печерский.
После пения 103 псалма следует великая ектения. По своему жанру ектения относится к респонсорному пению (пение в ответ): на каждое прошение священника хор отвечает соответственно: «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи», «И духови твоему», «Аминь».
Ектении бывают:
- великая;
- сугубая;
- просительная;
- малая.
Великая и сугубая ектении произносятся только по одному разу в составе богослужения (исключение составляет литургия). Великая ектения всегда бывает в начале богослужения.
Любое богослужение не только вечерня начинается с псалмов и великой ектении, различается лишь последовательность. На всенощном бдении ектения следует после псалма, а, например, на литургии сначала идет великая ектения, а затем поются псалмы (антифоны).
Первое прошение великой ектении «Миром Господу помолимся» означает, что помолимся Господу в мирном состоянии духа, примирившись друг с другом. Далее следуют прошения от высшего в низшему: о свышнем мире и спасении душ (т.е. о небесном), затем следует о земном: о мире всего мира, о церквах, патриархе, властях, граде и житейских нуждах. В конце ектении призывается Матерь Божия, поскольку Она наша первая ходатаица перед Господом и усердная Заступница. На прошение Ей хор всегда отвечает «Тебе, Господи».  
После великой ектении снова поются псалмы. По уставу положено петь (читать) всю 1ю кафизму. В нашей практике поется песнопение «Блажен муж», стихи которого являются выборочными стихами 1й кафизмы псалтири с припевами «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Это место по уставу называется еще «стихословие». С чем это связано? Совершим небольшое путешествие в историю. Как известно, церковный день начинается с вечерни, а неделя соответственно с субботы вечера. За неделю же положено прочитать всю псалтирь. То есть псалмы всенощного бдения поются в начале богослужебной недели с начала первой кафизмы псалтири. Если совершать все богослужения в течение недели (седмицы), то за седмицу прочитывается вся псалтирь. Но это сейчас так. А ранее, у монахов пустынников вся псалтирь прочитывалась ежедневно. Но их основными занятиями были молитва и пост. К пению как таковому относились достаточно критично, поскольку красивое пение является услаждением слуха и возбуждает страсть слухового наслаждения.
Исторически сложилось, что 103 псалом и «Блажен муж» поются в сокращенном варианте также по причине того, что ранее нотировались только определенные стихи псалмов до соответствующего припева, а те, которые не нотировались, предполагалось, что они исполняются аналогично, по такой же мелодии до припева и так далее.  
Среди распространенных распевов «Блажен муж» можно назвать обычный напев (так и называется) и напев Троице-Сергиевой Лавры.

Литература:
-  Лекции О.В. Мартынова на регентско-певческом отделении Православного гуманитарного института «Со-действие»;
-          М.Н. Скабалланович, Толковый Типикон;
-          Сайт http://azbyka.ru/.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen