Dienstag, 28. Oktober 2014

Лекция 3: Всенощное бдение. Часть 2

ЛЕКЦИЯ 3: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАСТЬ 2

После песнопения «Блажен муж» следует малая ектения, за которой следует пение стихир на «Господи воззвах». Иначе именуются «Воззвахи».
Всего в рамках всенощного бдения существует 4 цикла стихир:
- на «Господи воззвах»;
- на литии;
- на стиховне;
- на «Хвалитех».
При этом три первых поются в рамках великой вечерни, стихиры на «Хвалитех» относятся к утрени.

Стихиры на «Господи воззвах» - это первая часть всенощного бдения, которую положено петь на определенный глас. Тексты песнопений состоят из текстов псалмов Псалтири (псалмы 140, 141, 129, 116).
По уставу положено петь большее количество стихир и стихов, чем сложилось в церковно-приходской практике.
Так, после пения «Господи воззвах к Тебе, услыши мя…», «Да исправится молитва моя…» начинается чтение положенных стихов, а хор поет три припева: «Услыши мя, Господи», «Воззвах к Тебе, услыши мя», «Христе Спасе, помилуй нас». Либо может происходить поочередное чтение и пение стихов.
На занятиях был проведен эксперимент такого пения, и небольшой отрывок можно услышать, пройдя по ссылке: https://www.realmusic.ru/songs/1269874

В реальной жизни положенное по уставу пение и чтение на «Господи воззвах» можно услышать в монастырях.
Вернемся же к церковно-приходской практике.
Как указывалось в лекциях ранее, каждой неделе (седмице) соответствует определенный глас, который «вступает в свои права» с вечера субботы, т.е. как раз с великой вечерни всенощного бдения. И этот глас является главенствующим до соответственно следующего вечера субботы (помним, что в Октоихе мы при подготовке к службе должны также смотреть указания вечера субботы, несмотря на то, что мы служим уже воскресную службу).

     Рассмотрим на практическом примере.
Допустим, нам нужно подготовить стихиры на «Господи воззвах» на воскресную службу 26 октября 2014 года/13 окт. по старому стилю (неделя 20-я по Пятидесятнице - Память святых отцов VII Вселенского Собора. Иверской иконы Божией Матери). Этой неделе соответствует глас 3. Это значит, что нам понадобится в первую очередь Октоих 3го гласа.
Канонарх (либо один из певчих) возглашает «Глас 3, Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», после чего хор поет на 3й глас 2 коротких песнопения называемые вместе «Господи воззвах»: 
1) «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи.
2)  Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку́ моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи».
«Господи воззвах» - песнопение, текст которого не изменяется.

Далее следует пение изменяемых текстов стихир Октоиха на глас 3. Всего положено на «Господи воззвах» на воскресной службе петь 10 стихир, которым соответствуют определенные стихи, тексты которых взяты выборочно из названных выше псалмов.
Это следующие стихи:
На 10: Изведи из темницы душу мою,/ исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы,/ дондеже воздаси мне.
На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи,/ Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои/ внемлюще гласу моления моего.
  На 6: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/ Яко у Тебе очищение есть.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое,/ упова душа моя на Господа.
 На 4: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния/ да уповает Израиль на Господа.
Яко у Господа милость, и многое у Него избавление,/ и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго.
На 2: Хвалите Господа вси языцы,/ похвалите Его вси людие.
Яко утверди́ся ми́лость Его́ на нас, и и́стина Госпо́дня пребыва́ет во век.

Я специально привела стихи с указаниями «на 10», «на 8» и т.д. Это означает, что если мы поем все 10 стихир, то мы начинаем петь стихи с самого начала (с тех, где указано «на 10»). Может быть и такое, что по благословению настоятеля количество стихир еще сильнее сокращается; бывает, что настоятель отдает это на усмотрение регента или кто там за него на клиросе (не везде ведь есть регенты в полном смысле этого слова). Вот тут будем внимательны, и если так случилось, что нам дано определять поемое количество стихир, осознаем всю ту ответственность, которая на нас возложена, не станем лениться и сокращать количество стихир, а пропоем их по возможности в максимальном количестве. Конечно, разные бывают причины и их тоже нужно учитывать. Если хор плохо знает гласы и с трудом поет одну-две стихиры, может быть тут не стоит дальше «мучить» прихожан. Однако, стоит в данном случае задуматься и подготовиться на следующий раз. Позволительно ли читать стихиры? По чину «нет», но на практике опять-таки всякое бывает. И что делать, если хор ну вообще никак не может пропеть стихиры, не исключать же их вообще из состава всенощного бдения. В некоторых храма ради того, чтобы не сокращать стихиры вообще принимают решение часть стихир прочитать, а не спеть.

Многое зависит от сознательности и серьезности отношения к богослужению каждого отдельно взятого певчего, регента. Если будем лениться и не учить гласы, думая, что там стихирки, их можно прочитать, то как же мы с таким отношением к Господу, к установленному Им правилам, хотим себе благ в этой и будущей жизни.

 Не будем забывать, что именно тексты стихир, к которым случается иногда такое несерьезное отношение, являются основными текстами воскресной службы, поскольку в них мы узнаем о смысле празднуемого события, памяти конкретного святого, это изменяемые тексты, которые еще раз будут спеты, может  быть только через год (если будут этому святому службу служить, ведь на следующей год служба этому святому уже не совпадет с воскресной).
Всячески призываю участников клироса учить гласы и делать все зависящее, чтобы стихиры пелись, а не читались!!! Может быть, кто-то удивится и подумает, да разве они где читаются. К сожалению, да, в моей практике это было, и меня очень этот факт огорчает, и происходило чтение стихир именно из-за элементарного незнания гласов певчими.
Итак, если мы поем все 10 стихир, то начинаем с первого стиха. При этом обычно первая половина стиха (до разделителя) возглашается канонархом, а вторая половина (т.н. запев) – поется хором на соответствующий распев, положенного для запева гласа (см. учебник Осмогласие).
Если поем «на 8», то есть 8 стихир, то обычно первые стихи, которые «на 10» и первая половина стихов «на 8» возглашается канонархом, затем хор поет окончание стиха «на 8» и т.д. Но это зависит также от традиций конкретного храма. 
Допустим, мы как прилежные христиане, поем все 10. Провозгласили, пропели стих «Изведи из темницы душу мою,/ исповедатися имени Твоему». Далее тут же поется стихира Октоиха. Где мы ее берем? В Октоихе 3го гласа и открываем его  на субботе вечера. Далее внимательно! Первым в субботу вечера у нас указано на малой вечерне. Мы же совершаем великую вечерню, значит, эти стихиры мы пропускаем и доходим до указаний «в субботу на велицей вечерни» и видим там первую стихиру «Твоим Крестом Христе Спасе…». Пропели. Далее канонарх возглашает   следующий   стих,  и   хор   поет   окончание  и   вторую  стихиру «Просветишася всяческая…» и т.д. пока не пропоет все нужное  количество  стихир Октоиха.
Сколько нужно петь стихир Октоиха смотрим в богослужебных указаниях. В Уставе определено, каким образом соотносятся количество поемых стихир воскресных (из Октоиха) и празднику, святому (из Минеи). При желании, это можно все изучить подробно, но мы пока будем смотреть в официальные богослужебные указания Московской Патриархии (они составлены в соответствии с Уставом). Там указано, что поется 3 воскресных стихиры.
Далее следует указание о стихирах Богородицы (у нас совершается память Божией Матери в честь Ея иконы «Иверская»). Эти стихиры положено петь на 5й глас в количестве 3, после чего, поскольку также совершается память святых отцов VII Вселенского Собора, нужно спеть 4 стихиры отцов на 6й  глас.
Тексты этих стихир мы смотрим в Минеи на дату… и снова внимательно!
На  дату 13 октября, т.е. по старому стилю. Если вы откроите Минею на 26 окт. стихир нужных вы там не найдете, поскольку все Минеи у нас составлены по старому календарю. Однако, взяла я в пример не простую службу. Обычно в Минее мы не заморачиваемся по поводу дней недели как в Октоихе, а смело открываем  нужную дату – 13 окт. Но в данном примере на 13 октября мы тоже не находим стихир ни  Богородице, ни отцам. При этом видим указание, что службу Богородице нужно смотреть в приложении, открываем приложение 13 окт. и находим нужные нам стихиры 5го гласа «на велицей вечерне» (не путаем снова с малой, которая следует в Минеи первой).
Найти же место нахождение стихир отцам нам помогают богослужебные указания. Согласно им стихиры отцам нужно смотреть на дату 11 окт. Но найдем мы там нужные стихиры не сразу, а только после впереди идущих служб. Пролистываем службу апостолу Филиппу и прп. Феофану исповеднику и находим, наконец, наши стихиры отцов 6го гласа «на велицей вечере».
Мы начинаем петь стихиры Богородицы после стиха «Да будут уши Твои/ внемлюще гласу моления моего», т.е. четвертого по счету, если мы поем «на 10» и так далее до последней стихиры отцов.
После стихир поется «Слава» и «Ныне». Смотрим указания, что необходимо петь после «Слава» и «Ныне». «Слава» – отцов, глас тот же: «Та́инственныя днесь Ду́ха   трубы́…».   Т.е.   после   «Славы»   мы   поем   из   Минеи   службы      отцов «Та́инственныя днесь Ду́ха трубы́…» на 6й глас. При этом канонарх провозглашает «Слава, глас шестый» и хор поет «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» на мелодию запева 6го гласа и «Та́инственныя днесь Ду́ха трубы́…» на 6й глас. Далее «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…». Это обычный догматик (богородичен) 3го гласа, смотрим его в Октоихе. Канонарх: «И ныне, глас  третий», хор поет «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» на мелодию запева 3го гласа и догматик 3го гласа.
На этом стихиры на «Господи воззвах» заканчиваются. 
Для удобства во время службы неплохо использовать специальную книгу «Всенощное бдение», в которой перечислены все необходимые стихи (а также содержатся и дополнительные стихи, «аще настоятель благословит» увеличить их количество).

Если мы не поем все положенные 10 стихир, как определить, какие именно нужно петь или следовать просто принципу «как идут в книге». Последнее, в общем не будет не правильным, но хороший уважающий службу регент почитает заранее тексты стихир, проникнется их смыслом и определит, какие из них больше говорят о празднике, о подвигах святого, о том, что мы вспоминаем в данный конкретный день. Может быть, среди стихир есть такие, где не упоминается имя святого, а где упоминается. Логично будет выбрать те, где фигурирует  его  имя,  чтобы  люди  поняли,  кого  в  данный  день  прославляют.

Еще один важный момент, чтобы тексты стихир пропевались певчими внятно, без особой спешки. Это очень распространенная ошибка на многих клиросах, мы куда-то постоянно спешим. Люди должны понимать текст, при очень быстром пении это затруднительно, когда сами певчии еле успевают языком шевелить. Особенно, такое невнятное пение заметно на читке (пение на одной ноте). Со стороны это слышится ужасно, получается набор шипяще-тараторящих звуков, слова разобрать невозможно. Так что, дорогие регенты, не гоните лошадей, ведь скорость пения определяете именно вы. Наша задача (между прочим, очень ответственная) ведь не пропеть как можно быстрее и вроде как поставить галочку и убежать домой, а помолиться самим, донести слова молитв до людей и умиротворенными и заряженными благодатью Божией пойти домой.

Литература:
- Лекции О.В. Мартынова

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen