Dienstag, 7. Oktober 2014

Богослужение – это песнопение Богу. Давайте петь Ему достойно!

Замечательную мысль я услышала в рамках лекций по Литургике: все тексты, произносимые на богослужении, - поются.
Единственный текст, который не поется в рамках богослужения, это проповедь. 
Кто-то может быть удивлен? Но это действительно так или по крайней мере, должно быть так.
Понятно, что церковными песнопениями принято считать молитвы, тексты, исполняемые на определенную мелодию (гласовую либо по нотам), то есть имеющие определенную музыкальную структуру. Однако, возьмем те тексты и молитвы, которые положено читать (в обычном понимании), которые произносятся священником, дьяконом, чтецом. Как они читаются? Они читаются на определенной ноте. Подтверждением певучести читаемых текстов также является Псалтирь. В отношении ее употребляется словосочетание «петь псалмы», именно петь, а не читать. Безусловно, это связано в том числе и с историей, когда пение псалмов сопровождалось музыкальными инструментами. Если мы посмотрим на «названия» некоторых псалмов Псалтири, то увидим, что там есть указания «начальнику хора» (напр., пс. 4-6). Это указание было предназначено для того, кто управлял хором, чтобы знать, как исполнять тот или иной псалом. Но ведь и по сей день псалмы положено читать на определенной ноте, окончания при этом как бы тянутся, поются. Такое чтение называется чтение на распев.
А возгласы священников? Они тоже прозносятся на определенной ноте и певуче. При этом песнопения на клиросе, возгласы и чтения должны быть согласны между собой с музыкальной точки зрения. Священник начинает первый возглас на определенной ноте, а регент при этом должен задать тон от ноты, на которой был произнесен возглас священника. Чтения кафизм или другие чтения должны оставаться в заданном тоне. Также как и песнопения службы должны подбираться созвучные друг другу.

В этом смысле, все, что происходит в церкви во время богослужения, является своего рода единым музыкальным произведением, единой песнью Богу. 

А гармоничность этой песни зависит от всех участников богослужения, в том числе и от тех, кто не участвует непосредственно в чтении или пении.

К сожалению, на практике не всегда возможна такая музыкальная гармонияНо хуже всего, когда службу омрачает не то, чтобы отсутствие определенных музыкальных способностей певчих, чтецов, а несерьезное отношение к богослужению, к чтению, пению на клиросе.

Для сравнения возьмем иных певцов, которые не поют церковные песнопения (например, оперные или эстрадные). Сколько они сил и энергии тратят, чтобы подготовится к выступлению. А для кого их выступления? Для людей. 

Спрашивается, почему же тогда, когда речь идет о пении Богу, о пении Тому, Кто выше всех людей, кто создал этот мир, все и всех, что в нем, встречается зачастую такое несерьезное отношение? 

«А как-нибудь споем», «Встретимся и сделаем спевку за 15 минут до службы» и прочее. Спевки зачастую непроводятся, потому что регент не проявляет инициативу либо, потому что на эти спевки просто не собрать самих певчих. Они как в той евангельской притче (Лк, гл.14, 16-24) говорят Господу: «у меня дети», «у меня муж», «мне в магазин надо» и т.п. В результате, страдает богослужение, в сторону клироса начинают посматривать прихожане, и что самое ужасное, иногда даже священнику приходится отрываться от молитвы и делать замечания клирошанам. Неужели в этот момент не сгорает совесть от стыда и не хочется ли сделать все, только чтобы еще раз такой ошибки не повторить?
Дорогие певчие и чтецы, задумайтесь, а как лично вы относитесь к подготовке к службам. Может быть, все-таки стоит пожертвовать какими-то своими делами и уделить время подготовке к службе. Ведь это не для кого-нибудь, а для Самого Господа. А сколько радости и благодарности вы увидите потом в глазах священника и прихожан, после правильно и благоговейно спетой службы.
К чтецам написанное может относиться в той части, что часто приходится слышать неправильно произнесенные ударения. Но, если вы заметили, что ошиблись в ударении, стоит после службы уделить внимание тем словам, с которыми бывают проблемы с ударениями, чтобы в следующий раз прочитать правильно. По началу, ошибаются все новички, но почему-то не все считают должными исправляться и совершенствоваться.

Так будем же уделять должное время Господу, отодвигать остальные дела на второй план. И увидите, Господь обязательно вознаградит за ваши жертвы.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen