Dienstag, 13. Januar 2015

Обрезание Господне

Сегодня, 14 января (1 января по старому стилю) Церковь празднует Обрезание Господне и память свт. Василия Великого.  

Помнится по началу, когда я только только пришла к церкви, было не очень ясно значение праздника обрезания, ну что тут праздновать, ну произошло обрезание. 
Но Господь, слава Ему, просветил и открыл смысл празднуемого события.
Если мы проникнемся текстами служб этого праздника, то увидим, что из них явно следует то, что славословим мы Господа Христа опять таки за Его удивительное смирение. Сначала, Он, Бог - Творец всего мира, умиляется до человеческого образа и приходит на землю (рождается). И вот на 8й день Он, Господь, следует тогдашним человеческим законом и подвергает Себя совершаемому тогда со всеми младенцами обрезанию. Если бы Христос был обычным младенцем, не было бы в этом ничего удивительного. Собственно, как и не было это, наверное, удивительным для иудеев, поскольку о том, что перед ними Богомладенец, было открыто лишь единицам. Но единичные личности, как Пречистая Матерь, Иосиф, а теперь и мы знаем, что Христос есть Богочеловек. И вот Он не гнушается и никак не выделяет Себя Сам а проходит обряд обрезания наравне со всеми младенцами. 
С другой стороны, совершение этого обряда подтверждает тот факт, что Христос имеет в себе не только божественную сущность, но и человеческую, ведь были же споры в дальнейшем об этом и различные ереси. 

Также этот праздник, как отмечают, является для нас и примером исполнения в жизни всяческого человеческого закона (ну конечно, если этот закон не противен Богу и не состоит в грехе). 
Митрополит Вениамин (Федченков) пишет также: "Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое".  
Если Сам Христос Господь - Законодавец подчиняется закону, то не должны ли и мы так делать в нашей жизни и прежде всего духовной (как также отмечает митрп. Вениамин). 
"Прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования".  

Есть в празднике обрезания также и иная духовная сторона, касаемая в большей степени нас, христиан. Святые отцы Церкви пишут, что через праздник обрезания, нам следует обрезать от себя всяческий грех. Не просто так этот праздник приходится на первый день лета по старому стилю (новолетие). 
Такой духовный смысл и подтверждается текстами службы. Тропарь 2й 7й песни канона праздника говорит: "... закона Творец плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы...". Через обрезание Господне обрезаются грехи человеков - это уже на 8й день от Рождества снова указует нам на суть пришествия Христа на землю - спасение от греха, Он, обрезается плотию, и тем самым полагает начало тому, что Он пришел, чтобы взять на себя грехи людей. А цель? Вечная блаженная жизнь с Господом. И читаем мы об этом также в каноне праздника: тропарь 2 4й песни: "Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию". Не вспомню, где я об этом читала (кажется, это было толкование Апокалипсиса), но было сказано, что вечная жизнь после второго пришествия Христа, к которой мы стремимся, - это восьмой день. Господь сотворил мир и человека за шесть дней, седьмой день повелел посветить Бог. И вот в тропаре говорится, что через обрезание нам показуется восьмой день - вечная жизнь с Богом. И само обрезание происходит на восьмой день. Удивительно, как всегда все логично и со смыслом в церкви!

Хорошо пишет свт. Феофан Затворник: "В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, - древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, - понови; а если нет, - произведи, - и будет у тебя новый год. К этому же подойдет и достойное празднование обрезания Господня и памяти св. Василия Великого. Сущность сказанного изменения состоит в том что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу".

Это далеко не все, что можно сказать о празднике Обрезания. Больше тут.

С праздником обрезания Господня и свт. Василия Великого !

Тропарь обрезания, глас 1:
На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Тропарь свт. Василия, глас 1:
Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen