Montag, 12. Januar 2015

Литургика. Лекция 11: Рождественское богослужение. Часть 2

ЛЕКЦИЯ 11: РОЖДЕСТВЕНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 2



Какие богослужебные книги потребуются на клиросе при совершении служб навечерия Рождества и самого Рождества.
Это, конечно же месячная Минея, даты 24 декабря и 25 декабря. Также необходим будет часослов. Последование Великих часов изложено в самой Минее. Также существуют отдельные книги под названием «Рождество Христово», в которых полностью собраны тексты рождественской службы.
Октоих нам не понадобится, поскольку Рождество Христово это отдельный господский праздник. Даже, если Рождество выпадает на воскресный день есть указание о том, что воскресная служба на данный день опускается и преимущество имеют только песнопения службы Рождества Христова.  

Последование великих часов, которые были рассмотрены в лекции 10, мы найдем в Минее на 24 декабря сразу после службы вечернего богослужения, которое соответственно совершается 5 января вечером. 6 января утро начинается с великих часов. Как упоминалось выше, одна из стихир 9-го часа должна возглашаться посередине храма канонархом (об этом есть указание в самой Минее). Это стихира на 6-й глас «Днесь раждается от Девы».
После окончания 9-го часа следуют изобразительные, то есть чтение изобразительных антифонов (псалмы 102, 145 – которые обычно поются в сокращенном варианте в составе литургии), блаженны, Символа веры (только если нет далее литургии) и иных молитв, входящих в состав изобразительных. Тексты можно найти в часослове или сразу же в Минее после 9-го часа.
На что важно обратить внимание в плане пения на Изобразительных. В конце, по молитве «Всесвятая Троице, Единосущная Державо…», после возгласа священника «Премудрость» поется «Достойно есть» на читке с разделением на 2 части: по возгласе «Премудрость» – «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего», затем после возгласа «Пресвятая Богородице, спаси нас» поем окончание «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу Тя величаем».
Это один из часто забываемых моментов. Бывает, что певчии разойдутся во время чтения Изобразительных, задача регента – не допустить этого, призвать к вниманию, чтобы возглас священника перед «Достойно есть» не застал врасплох.
Далее следует обычное окончание:
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе»;
Хор: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» трижды. «Благослови».
И по отпусте поем «Многолетие».  

Затем совершается великая вечерня (не полностью), переходящая в литургию Василия Великого).
Великая вечерня начинается согласно последованию в часослове, то есть как отдельная служба (не в составе всенощного бдения) и имеет свое обычное начало. Указание на это можно найти в Минеи 25 декабря (т.е. по церковному календарю мы перешли уже на новый день – самого Рождества, хотя по нашему времени совершаем начало великой вечерни 6го утром).
Начало великой вечерни не в составе всенощного бдения имеет помимо обычного начала (чтение «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш» и т.д.) особенность чтения, а не пения начальных псалмов, т.е. псалом «Благослови душе моя Господа» читает чтец.
«Блажен муж» поется только в случае, если служба выпадает на субботу вечера. Другие псалмы – если служба попадает на воскресенье вечера. В иные дни кафизмы опускаются, и поется сразу «Господи воззвах» и соответствующие стихиры праздника (смотрим их уже в Минее 25 дек.).
По окончании стихир последование как на вечерне – песнопение «Свете тихий» по возгласе «Премудрость» и прокимен дня. Если навечерие Рождества выпадает на пятницу, то поется великий прокимен: «Кто Бог велий…». Далее следуют паримии.

Великая вечерня плавно переходит в литургию. Такой переход происходит всегда, когда положено совершать литургию Василия Великого. Происходит это после прокимена, чтения паремий и соответствующих стихов праздника (см. Минею). Присоединение к литургии совершается в момент пения Трисвятого.
Стоит уделить внимание содержанию паримий, которых всего 8. Первая паримия повествует о сотворении мира (Быт. 1:12-14). Содержание второй паримии составляет пророчество Валаама (Чис. 24:2-18) о звезде от Иакова, третьей – пророчество Михея (4, 6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой – пророчество Исаии (11, 1-10) о жезле от корня Иессеева, на котором почиет Дух Божий; пятой – пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности книги именем учителя Варуха – Иеремии – в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии (3, 36-38; 4, 1-4) о явлении Бога на земле между людьми; шестой паримии – пророчество Даниила (2, 31-45) о нерукосечном камне. Добавочные две паримии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7, 11-15; 8, 1-4; 8-10).
После первых трех паримий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.
Так же исполняется второй тропарь после следующих трех паримий. Хор припевает конец тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря со стихами читаются еще две паримии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...». Поется «Трисвятое» и далее литургия обычным чином.
Последование литургии пока нами не рассматривалось, но можно отметить одну особенность, которую необходимо знать на клиросе, когда совершается литургия Василия Великого: в конце после песнопения «Милость мира» поется не «Достойно есть», а «О Тебе радуется».
«Милость мира» обычно берут особым растяжным напевом (для литургии Василия Великого), поскольку священник произносит более длинные молитвы, чем на литургии Иоанна Златоустого.

Литургию Василия Великого положено совершать не всегда. В Минее можно найти указания о том, что в определенных случаях должна совершаться литургия Иоанна Златоустого, а литургия Василия Великого переносится на день самого Рождества. Так случается, если навечерие Рождества выпадает на дни суббота или воскресенье. В таких случаях литургия Иоанна Златоустого совершается своим обычным чином с обычными часами перед ней (3-й, 6-й), а великая вечерня совершается сама собой вечером.

На этом заканчивается Навечерие Рождества.

Вечером 6-го числа начинается Рождество Христово, совершается великое повечерие, великая вечерня (продолжение), утреня и 1-й час.
Великое повечерие можно найти в часослове, а также в книге службы Рождества Христова. Оно совершается в праздник Рождества всегда вне зависимости от дня недели.
Его можно поделить на 3 части. Каждая часть начинается с «Приидите, поклонимся…» как обычно положено перед чтением псалмов.
1-я часть. Вначале читается 6 псалмов (по структуре похоже на шестопсалмие, читаемое на утрени). Затем следует красивейшая часть повечерия со стихами и пением припева «Яко с нами Бог» и с пением по окончании стихов «С нами Бог, разумейте языцы, / и покаряйтеся: / Яко с нами Бог». Затем тропарь «День прешед…», «Символ веры». В конце «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» 40 раз, тропарь праздника, «Честнейшую Херувим» и заключительная молитва.
2-я часть. Также идут псалмы (50, 101) и молитва Манассии. «Трисвятое», «Отче наш», кондак праздника и окончание.
3-я часть – снова читаются псалмы (69, 142) и читается вседневное славословие.

По окончании великого повечерия следует всенощное бдение, включающее в себя великую вечерню с того места, где было закончено утром (после паримий, стихиры на литии) и утреню. Утреня совершается обычным порядком. Все воскресные песнопения, положенные на утрени, исключаются (даже в воскресный день). Также не поется «Честнейшая», а поется припев праздника «Величай, душе моя, / Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу».
Поются два канона праздника. И вот уже знакомое нам «Христос раждается», которое пели в качестве катавасии, начиная с Введения в храм Богородицы. Поется уже перед каждой песней канона в качестве ирмосов, а также в конце каждой песни – как катавасия.   
По окончании утрени читается 1-й час.
Рождественская литургия совершается либо ночью либо утром 7-го числа, предваряемая чтением 3-го и 6-го часов.
Из особенностей литургии можно отметить следующее: антифоны поются праздничные, положенные на Рождество, вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. Аллилуия», вместо «Достойно есть» поется задостойник Рождества Христова, состоящий из припева 9-й песни, который пелся накануне на утрени и ирмоса «Любити убо нам, яко безбедное страхом / удобее молчание, / любовию же, Дево, / песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть; / но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь».

Попразднство.
Шесть дней попразднства продолжаются до 31 декабря (13 января) и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Напоследок составила такую табличку совершения служб на Рождество в зависимости от дня недели.

Особенности совершения Рождественской службы, навечерия и отдания Рождества

Навечерие Рождества, Великие часы (24.12/06.01)
Часы совершаются в навечерие праздника.
Затем служится великая вечерня, переходящая в литургию Василия Великого.

Исключение: если Рождество выпадает на воскресенье или на понедельник, то часы совершаются в пятницу.
В день навечерия служится литургия Иоанна Златоустого с обычными часами (3-й, 6-й), не соединяемая с вечерней (которая бывает после литургии). Литургия Василия Великого совершается в сам праздник.
Рождество (25.12/07.01)
Вечером: великое повечерие и всенощное бдение (продолжение вел. вечерни - если была литургия Василия Великого - и утреня).

На всенощном бдении блажен муж поется только, если бдение выпадает на субботу; если выпадает на воскресенье – то только 1-й антифон.
Во все иные дни кафизм нет, а сразу после ектении следует «Господи воззвах».
Отдание Рождества (31.12/13.01)
Совершается только служба праздника (стихиры праздника и т.п.) за исключением того, что не читаются паримии, нет входа.
Если отдание выпадает на неделю (воскресенье), то служба соединяется с воскресной.

Аналогичная схема служб при праздновании Богоявления.
   Прекрасным примером совершения служб навечерия и праздника Рождества и Богоявления в обоих выше указанных случаях был 2015 год, можно увидеть на практике оба варианта служб. 
    Рождество выпадало на среду, поэтому в навечерие совершаются Великие часы и вечерня с литургией Василия Великого. На праздник же служится литургия Иоанна Златоустого.

   Богоявление же выпадает на понедельник (навечерие соответственно на воскресенье). Это значит, что Великие часы совершаются в пятницу (сама литургия в этот день не совершается), навечерие не включает в себя литургию, литургия Иоанна Златоустого служится обычным порядком, а литургия Василия Великого совершается в день праздника.

Источники:
- Рождественское богослужение Православной церкви, Протопресвитер Александр Шмеман;
-     сайт http://www.pravmir.ru;
-     Лекции по литургике, архимандрит Иоанн (Маслов).

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen