Donnerstag, 30. Juli 2015

Литургика. Лекция 22: службы будничных дней, часть 1

ЛЕКЦИЯ 22: СЛУЖБЫ БУДНИЧНЫХ ДНЕЙ. ЧАСТЬ 1

Закончилось торжественное воскресное богослужение, все разошлись по домам, а на следующий день бо̀льшая часть населения направится в пятидневное еженедельное путешествие, маршрут которого и место практически всегда одинаковы – это место основной работы либо учебы. И пребывать в этом путешествии будут до субботы вечера, когда снова направятся в храм на воскресное всенощное бдение.
А что же происходит в храмах в промежутке между субботами? Некоторые просто стоят открытыми, чтобы любой желающий смог зайти, поставить свечку, помолиться. В иных же совершаются тихие будничные службы, на которых обычно присутствует небольшое количество молящихся, и которые сопровождаются пением немногочисленного хора, в том числе и по изложенным выше причинам. И вполне возможно, что даже то небольшое число певчих приходит в храм послужить Богу после основной работы. Было бы неплохо не только петь на такой службе, а также и понимать ее порядок, ведь все может произойти, вдруг вам в один из таких дней придется выполнять роль регента.
Пришло время рассмотреть именно такие богослужения, ведь во всех предыдущих лекциях будничные службы затрагивались лишь частично.

На языке богослужения будничные службы именуются «вседневные», то есть те, которые случаются во все дни, когда отсутствуют какие-либо праздники или особые службы (например, в Великий пост). Но мы дальше будем рассматривать не только будничные службы в смысле «непраздничные», а также и службы с праздничным знаком (кроме великих), которые могут выпадать на будний день.

Вспомним, что недельный круг богослужений начинается с недели (воскресного дня), которая в свою очередь начинается служиться с субботы вечера. После воскресного богослужения и следует течение обычных служб с понедельника по пятницу. Суббота будет рассмотрена отдельно, поскольку она имеет свои особенности.
Каждый из пяти дней недели (с понедельника по пятницу) посвящен памяти какого-либо события или святого. Два дня из них – среда и пятница являются если не вершинами, то некими возвышенностями в течение седмицы, потому что тема этих дней – Крест – отличается от прочих, она Господская, как и в день воскресный. Также можно вспомнить, что эти дни являются постными.
Вспомним, каким событиям посвящены все дни седмицы:
Понедельник – воспоминание бесплотных Сил Небесных.
Вторник – прославление памяти Пророка и Крестителя Спасова Иоанна.
Среда – посвящается Пресвятой Богородице/Крест Господень.
Четверг – память святых апостолов и свт. Николая.
Пятница – воспоминание Распятия Христа.

Будничное вечернее богослужение

Таким службам посвящена глава 9 Типикона.
По вечерам в будние дни вечернее богослужение (в храмах, где совершается) обычно строится так же, как и воскресное, с заменой соответственно всенощного бдения на отдельные вечерню и утреню. То есть в состав службы входят вечерня, утреня и первый час. Перед вечерней положено читать также девятый час, который, как помним, относится к предыдущему дню (читаются тропари и кондаки прошлого дня). Но 9-й час на практике читается не во всех храмах.
Бывает, что богослужение вечером вообще не совершается. Так служат в храмах, где сложилась практика утром совершать утреню и литургию.
Будем исходить из того, что вечером служится вечерня и утреня и рассмотрим такой порядок.

Виды вечерних служб, которые могут случиться в будний день зависят от того, имеет или нет служба праздничный знак (подробнее тут или см. знаки Типикона).
С учетом того, что здесь мы не затрагиваем великие праздничные службы (Господские, Богородичные, особых святых), службы будних дней можно поделить на следующие виды:
1) Вседневная служба – это обычная служба святому, не имеющему определенного праздничного знака либо имеющему малый знак. В таком случае совершаются вседневные вечерня и утреня. Перед вечерней читается девятый час, после утрени – первый час.  
2) Служба со славословием – это служба с малым праздничным знаком. Ее особенность в том, что на утрени поется великое славословие.
3) Служба с полиелеем (полиелейная) – это служба, отмеченная средним праздничным знаком. Особенность ее в том, что совершается полиелей на утрени. Также в составе такой службы совершается великая (включает вход и паремии), а не вседневная вечерня.
4) Служба со всенощным бдением – совершается, если святому по знаку положено всенощное бдение. Либо в иных случаях, когда совершается бдение в будний день (к примеру, престольный праздник или особо чтимый святой, которому по Уставу положена обычная служба, но настоятель повышает чин и благословляет на бдение).

Службы структурированы от меньшего к большему, то есть на менее значимых службах много чего читается, мало поется. На более значимых отдельные моменты начинают наполнять службу (поются, а не читаются: наличие полиелея, славословия, всех песнопений на уровне всенощного бдения) и т.п.


Знаки служб указаны в Типиконе. При подготовке к конкретной службе, не обязательно пытаться достать из памяти, а что же положено святому при таком-то знаке или его отсутствии. Во многих случаях можно прибегнуть к месяцеслову Типикона (глава 48), где по датам подробно расписано, что и в каком количестве поется. Ну и конечно Богослужебные указания в помощь, которые составляются на основании Типикона.

1. Вседневная служба (вседневые вечерня и утреня)

Эта служба именуется службой с «Аллилуия» (по Типикону) или в современной практике – с «Бог Господь». Это означает, что на утрени поется «Аллилуия» (в настоящее время «Бог Господь»). Сейчас служба с «Аллилуия» воспринимается только как постовая. Это связано с увеличением количества прославляемых святых и наличием у святых тропаря. Наличие тропаря святому означает пение «Бог Господь». Подробнее читайте тут.
Таким образом, самая малая будничная служба – это служба с «Бог Господь».

Такая служба может совершаться святому с малым праздничным знаком или без праздничного знака. Либо это также может быть служба двум малым святым. Отличие состоит в количестве стихир, поемых на «Господи воззвах» и в сочетании текстов Октоиха и Минеи.
1.1. Святому с малым праздничным знаком поется 6 стихир на «Господи воззвах», соответственно отменяются стихиры Октоиха. Такие службы еще называют «шестиричные» (по количеству стихир). На практике, к сожалению, поется меньше (бывает, что всего одна), но мы будем изучать так, как нужно делать, а не как происходит на самом деле.
Среди тропарей канона присутствует 6 тропарей святому. К особенностям шестеричной службы можно также отнести наличие ряда песнопений – стихиры на «Слава» на «Господи воззвах» и на стиховне, кондака с икосом, светильна; минимальный гимнографический комплект не имеет этих песнопений.
1.2. Святому без знака положено петь 3 стихиры на «Господи воззвах», а остальные 3 являются стихирами Октоиха. Также объем песнопений из Минеи в таких службах меньше, чем из Октоиха.
1.3. Если совершается служба сразу двум святым (таковые могут быть как без знака, так и со знаком), стихиры на «Господи воззвах» могут сочетаться (3 стихиры одному святому, 3 – другому).

Основные отличия вседневных вечерни и утрени от вечерни и утрени в рамках всенощного бдения:
1) Большинство неизменяемых текстов читается, а не поется. Читаются 103 псалом (обычное начало вечерни), вместо «Блажен муж» читается положенная кафизма за исключением дней, когда кафизма не читается вообще, (вспомним, что и на всенощном положены целые кафизмы, которые в современной практике совершения всенощного сокращены до пения «Блажен муж»). Читаются «Сподоби Господи», «Ныне отпущаеши», «Вседневное славословие». На вечерне поется только «Свете тихий».
2) Отсутствует полиелей.
3) Читаются хвалитные псалмы вместо пения «Всякое дыхание» до славословной службы. В состав вседневной утрени входит стиховня, которая по структуре служится так же, как на вечерне.
4) Октоих содержит тропари, именуемые «Мученичны», прославляемые Христовых мучеников. На практике до них, к сожалению, часто дело не доходит (в лучшем случае могут быть прочитаны в рамках канона).

Гимнография будничных служб должна быть подобрана просто, без особых торжественных песнопений. Собственно, и петь торжественно нечего: из неизменяемых песнопений остались только «Свете тихий» и «Честнейшая». Стихиры лучше всего петь на подобны, указание на которые содержатся в самих Октоихе и Минее.

Рассмотрим на наглядном примере последование обычной вседневной службы (возьмем понедельник, посвящен Небесным Бесплотным Силам и дату Минеи 7 июля - Служба прпп. Фомы и Акакия - служба написана после службы прп. Евдокии (Евфросинии)).
Понадобится также Октоих гласа, который начался в субботу вечером (глас 6). Первый день после воскресной службы понедельник начинается соответственно в неделю вечера.
Вседневная вечерня и утреня в составе будничного вечернего богослужения служатся по отдельности (в отличие от привычного воскресного всенощного, где они как бы сливаются, и вечерня не имеет своего обычного конца, а утреня – начала). Общее последование вседневных вечерни и утрени приводится в Часослове.
После прочтения девятого часа, который относится к предыдущему дню, начинается вечерня, читается псалом 103. Затем следует ектения и читается положенная кафизма, если есть (см. главу 17 Типикона). Типикон указывает, что в неделю вечера кафизма не положена в течение всего года.
Во время чтения кафизм (в иные дни) хор поет в промежутках между псалмами также, как на кафизмах на утрени: трижды «Господи, помилуй», «Слава и ныне», трижды «Аллилуиа, слава Тебе, Боже».
Поскольку у нас служба двум святым, то на «Господи воззвах» стихиры Октоиха опускаются и поются 3 стихиры Фоме и 3 стихиры Акакию. Именно такое количество стихир святым содержится в Минее. Было бы правильным спеть их, как указано, на подобны «Небесных чинов» 1-го гласа и «Яко добля» 4-го гласа.   
Стихира святым на «Слава» отсутствует, следовательно сразу «Слава и ныне» и поется Богородичен Минеи. Если бы святому в Минеи была стихира на «Слава» тогда пелась бы эта стихира, а затем «И ныне» и Богородичен по гласу Славы из числа тех, что находятся в Приложении к Минее/Октоиху/Часослову "если святому есть стихира на "Слава"". В дни среда или пятница поется на «И ныне» Крестобогородичен.
«Свете тихий» на практике поют, но по уставу положено читать. Поэтому, если петь, то следует выбирать самый простой напев. Затем следует прокимен дня. Если в воскресное всенощное это всегда привычный «Господь воцарися в лепоту облечеся» на глас 6, то так же и каждому дню седмицы соответствует свой прокимен на определенный глас со своими стихами. На клиросе удобно брать его из соответствующих сборников (с нотами или без). В крайнем случае, прокимны дня вечерни содержаться в последовании вечерни в Часослове. В самом крайнем случае (вдруг часослов затерялся где-то среди чтецов) смотрим главу 9 Типикона (если найдете его в дальних уголках вашего клироса), там они тоже есть. Прокимен дня не имеет привязки к типу вечерни. В понедельник это будет глас 8 «Се ныне благословите Господа/вси раби Господни».  
«Сподоби Господи» читается, далее – просительная ектения. Затем поются стихиры на стиховне. Они берутся уже из Октоиха – это стихиры 6-го гласа в неделю вечера. По окончании стихир на «Слава и ныне» поется Богородичен Октоиха. В данном случае после «Слава» ничего не поется, потому что у святых Фомы и Акакия отсутствует стихира на «Слава». Но если она есть, то поется эта стихира Минеи, затем «И ныне» и на тот же глас, что и славословная стихира поется Богородичен из специального Приложении к Часослову к Минеи "когда есть стихира святому после "Слава"".  
После читается «Ныне отпущаеши», «Трисвятое» и т.д. Затем следует тропарь святым. Привычное в этом месте «Богородице Дево» не поется. В нашем случае тропарь Фоме и Акакию на глас 4, после него поем «Слава и ныне» и Богородичен по гласу Славы, т.е. 4-го гласа. Его смотрим в ином Приложении к Часослову на соответствующий день. Это будет Богородичен «Воспитавшейся во храме во святая святых».   
Затем следует окончание вечерни (в привычном всенощном оно отсутствует).
По уставу между вечерней и утреней положено служить повечерие и полунощницу (на практике такое не происходит). На повечерии поется канон Пресвятой Богородице из Октоиха соответствующего гласа и дня. Полунощница совершается согласно ее последованию (см. Типикон глава 9, Часослов).  
Если повечерие и полунощница не служатся, то сразу без всяких пауз начинается утреня, общее последование которой есть в Часослове.
Читается шестопсалмие. По окончании ектения. И поется «Бог Господь» на глас тропаря, затем сам тропарь дважды, «Слава и ныне» Богородичен по гласу тропаря. И читается псалтирь (положенные кафизмы). Между кафизмами малая ектения не служится. Вместо нее троекратное «Господи, помилуй». В сравнении с воскресной всенощной, наверное, редко в каких храмах в этой части утрени читаются две кафизмы. Поэтому непривычно слышать здесь о малой ектении. Однако, по уставу она там должна быть на всенощных, полиелейных и славослоных утренях. В будние же дни даже в храмах, где в субботу на всенощном читается только одна кафизма, вполне можно видеть иную ситуацию – чтение большего количества кафизм. Поэтому становится актуальным вопрос с малой ектенией между кафизмами. В будни ее там нет (глава 9 Типикона).
По окончании кафизм читается седален Октоиха. Затем псалом 50 и начинается канон.
Как видим, на вседневной утрени отсутствует кусок службы, называемый полиелей. По уставу положено петь 3 канона: 2 из Октоиха и 1 Минеи. Поскольку у нас два святых, то будет петься 1 канон Октоиха и 2 Минеи (каждому святому, ирмос только один Октоиха). Тропарей каждой песни канона должно быть прочитано 10 (в нашем случае 6 Октоиха, 8 Минеи – по 4 каждому святому). На практике их число значительно сокращается. Катавасией служат ирмосы канона Минеи, и она поется только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней.
У нас получается: поется ирмос 1-й песни Октоиха на глас 6, читаются тропари понедельника, Фоме, Акакию, поется ирмос 3-й песни на глас 6, тропари, по окончании катавасия – ирмос 3-й песни канона Минеи, глас 2 и т.д.
После 3-й и 6-й песнях Типикон (глава 48) дает указания, что нужно читать (кондаки, седальны, икосы). Все тексты Фоме и Акакию берутся из Минеи после соответствующих песен канона. Если у святого нет кондака, тогда читается/поется мученичен из Октоиха.
После тропарей 8-й песни, как и на всенощной поется «Хвалим, благословим…», катавасия и поется «Честнейшая» как начало 9-й песни. По окончании 9-й песни после катавасии сразу поется «Достойно есть». Обычно поется на тот же глас, что и катавасия либо на 8-й тропарный. «Свят Господь Бог наш» не поется. После «Достойно есть» поется светилен дня Октоиха, «Слава» светилен святому (если есть). Фоме и Акакию светильна нет, значит «Слава и ныне» и Богородичен Октоиха. Светилен/ексапостиларий смотрим в приложении к Часослову или Октоиху на соответствующий глас и день (см. главу 16 Типикона). Если бы у обоих святых были светильны, тогда порядок был бы следующий: светилен Октоиха, 1-му стятому, «Слава», 2-му святому, «И ныне», Богородичен.
Читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие, также «Сподоби Господи». На всенощной эта части соответствуют пение «Всякое дыхание» со стихирами на «Хвалитех» и великого славословия. Бывает (редко), что в Минее есть свои стихиры «на Хвалитех», тогда хвалитные псалмы читаются до отметки «на 4», далее читается половина стиха и хор поет запев и стихиры Минеи. Пример такого святого можно посмотреть в Минеи в этот же день (прп. Евдокия Московская). На «Слава» поется славник Минеи, «И ныне» Богородичен Минеи.
Далее следует стиховня, которая отсутствует на утрене в рамках всенощного бдения. По структуре она такая же, как и стиховня на вечерне: берется из Октоиха гласа на соответствующий день, поется тропарь, стих, тропарь и т.д. По окончании стихир «Слава и ныне» Богородичен Октоиха.

После стиховни читается особая молитва будних дней «Благо есть». Далее привычный порядок: Трисвятое, Отче наш и поется тропарь святому. Далее Окончание утрени. И читается первый час.

Источники:
-     Типикон;
-     М.С. Красовицкая «Литургика»;
-     сайт http://www.pravenc.ru


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen