Freitag, 31. Juli 2015

Литургика. Лекция 23: службы будничных дней, часть 2

ЛЕКЦИЯ 23: СЛУЖБЫ БУДНИЧНЫХ ДНЕЙ. ЧАСТЬ 2

2. Будничная служба со славословием

Рассмотрим теперь на примере особенности и отличия будничной службы святому с малым праздничным знаком, которому положено петь на утрене «Великое славословие» (славословная служба).
Возьмем для сравнения две таких службы: одна святому со славословием (прпп. отцов Киево-Печерских – 28 августа), другая – связанная с Пресвятой Богородицей (Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне – 2 июля), но не являющаяся Богородичным праздником в полном смысле. Службам Богородице в честь Ее икон часто положен полиелей (об этом в следующем разделе).
Первое отличие – в случае службы святому на «Господи воззвах» – после «И ныне» поется не Богородичен Октоиха текущего, а воскресный Догматик. Поскольку на «Слава» стихира отцам была на глас 8, соответственно Догматик берется также на глас 8 «Царь небесный». Исключение – пятница вечер, когда совершается отдание гласа, то всегда поется воскресный догматик уходящего гласа (в том числе не простой будничной службе).
Если служба, связанная с Богородицей, то особенность состоит в том, что на «Славу» ничего не поется, поскольку Богородица. Соответственно поется «Слава и ныне» и Богородичен Минеи. Но в пятницу вечером из-за отдания гласа Богородичен Минеи переносится на «после Слава», а после «И ныне» поется воскресный догматик уходящего гласа (глава 12 Типикона).
На стиховне в службе святому отличий нет: стихиры Октоиха, «Слава» – Отцам, «И ныне» Богородичен Минеи (текст его в Минеи отсутствует, есть лишь указание, что это Богородичен самоподобен «Небесных чинов» 1-го гласа – его мы можем найти в Приложении Богородичнов, если у святого есть стихира после «Слава»). 
В службе положения ризы Богородицы стихиры Октоиха на стиховне отменяются и поется все из Минеи, как в ней написано.
По Трисвятом на вечерне и на утрени на «Бог Господь» в службе святому после пения тропарей на «Слава и ныне» положен снова, как и «на Господи воззвах» Богородичен отпустительный воскресный по гласу тропаря. По Трисвятом на вечерне в пятницу вечером поется Богородичен гласа (глава 12 Типикона).
В службе положения ризы Богородицы – соответственно только тропарь службы Богородицы.
На кафизмах есть малая ектения и по окончании кафизм читается седален не Октоиха, а Минеи, т.е. святому (отцам)/Богородице.
На каноне катавасия поется после каждой песни канона, после 9-й песни не поется «Достойно есть».
После канона  поется «Всякое дыхание» и стихиры. Поется Великое славословие. Опускается стиховня Октоиха на утрене.
После Великого славословия и Трисвятого в случае службы святому порядок такой же, как после Трисвятого на вечерни: поется тропарь «Слава и ныне», Богородичен по гласу Славы. В славословной службе Богородице – только тропарь.

Как видим, славословная служба отличается от вседневной (без знака либо шестиричнаго святого) наличием Великого славословия, воскресных Богородичных, наличием стихир «на Хвалитех» и бо̀льшим количеством текстов Минеи.

3. Будничная служба с полиелеем (полиелейная)

Теперь рассмотрим, что меняется в порядке богослужения, если святому положен полиелей. Полиелейная служба положена святому со средним праздничным знаком. К таким службам также относятся службы Богородицы в честь Ее икон (но не всех). К примеру, службе в честь Казанской иконы Богородицы положено совершать всенощное бдение. Также к полиелейной службе будет относится положение честной ризы Господа.  

Возьмем в качестве примера службу святому – мученику Иоанну Воину, 30 июля.
Первое отличие полиелейной службы, что утрене с полиелеем обычно предшествует великая вечерня. Казалось бы структура такая же и у всенощного (великая вечерня + утреня), однако всенощным такая служба не будет являться в силу наличия определенных различий. В данном случае великая вечерня и утреня не будут сливаться друг с другом, как на всенощном.
Начинается великая вечерня иным возгласом священника. На вседневной это «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». На великой будет сначала «Востаните!» (произносится, если есть дьякон). Наличие данного возгласа на великой вечерне связано с тем, что перед великой должна была совершаться малая. Соответственно, возглас призывает к вниманию, к окончанию паузы между вечернями, во время которой можно было присесть. В наше время наличие данного возгласа в храмах, где не совершается малая вечерня фактически потеряло исконный смысл. Но все-таки тоже призывает к вниманию, правда прихожане любят почему-то склонять головы во время «Востаните». И следует возглас «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Далее следует обычное продолжение – читается 103 псалом. Но на кафизмах уже поется «Блажен муж».
На «Господи воззвах» и на стиховне все аналогично изложенному для славословной службы. Богородичен на стиховне после «Слава» ищем в приложении к Октоиху).
После прокимна есть вход и читаются паримии. Может совершаться лития.
На утрене совершается полиелей. То есть поется «Хвалите имя Господне», величание святому и читается избранный псалом (его можно найти в Ирмологии). Избранные псалмы указаны для отдельных Господских, Богородичных праздников, по чинам святых. Так, в ирмологии нельзя будет найти свой псалом в случае празднования иконе Божией Матери. В таком случае можно использовать любой подходящий по тексту какого либо Богородичного праздника (Рождество, Успение, Введение и т.п.). Соответственно в случае, если служба Положению ризы Господа – псалом Господского праздника.
Поется степенна 4-го гласа «От юности моея». Эта степенна является по сути также воскресной, когда наступает неделя 4-го гласа, но она же всегда поется святым/Богородице, которым положен полиелей. Также на утрене есть прокимен святому (его текст обычно содержится в Минее). И читается Евангелие. После псалма 50-го поется блок на глас 6-й, похожий на тот, что на всенощном с разницей лишь в тексте: «Слава», вместо «Молитвами апостолов…» молитвами чин и имя того, кому служба (мученика Иоанна Воина, преподобного … и т.д.) и стихира святому (ее текст находится в Минее по 50-м псалме). Глас стихиры не всегда может быть 6-го гласа, поэтому на это следует обратить внимание, глас может поменяться (случается на службах в честь Богородичных икон). Если служба Богородице, то поется и после «Слава» и после «И ныне» «Молитвами Богородицы».
Канон в отличие от славословной службы уже берется не Октоиха, а Богородице (он либо есть в Минее, в самой службе, либо (если нет) берем общий канон Богородице, он находится в Часослове в последовании молебна, либо бывает, что указывается конкретный канон, например, с прошлой Недели, значит ищем его в Октоихе текущего гласа в Неделю на утрене). 
Далее на утрени все следует так же, как на славословной службе.
Разница существует еще в канонах. Следует смотреть главу 11 Типикона, поскольку в ней расписано, какие каноны поются в каждый день седмицы.

Если полиелейная служба, связанная с Богородицей (например, в честь иконы), то разница состоит в том, что отменяются Богородичны Октоиха на «И ныне» и все поется, как есть в Минее. По Трисвятом на вечерне и утрене также только тропарь без «Слава и ныне».

Как видим, каждая следующая служба с более значимым праздничным знаком, совершаемая в будний день, все больше вытесняет Октоих. Иное чередование текстов Минеи и Октоиха будет, если такая служба выпадет на воскресный день, поскольку праздник Воскресения Господский и более важный. Типикон о таких службах подробно пишет в главах 3-5. Но это уже будет воскресное всенощное бдение. 

4. Всенощное бдение в будний день

Основные отличия всенощного бдения святому, выпавшего на будний день от воскресного – это большее количество песнопений Минеи и меньшее Октоиха (его так же как во всех предыдущих случаях практически нет). Также отсутствуют все воскресные тексты.
Если служба, посвящена Богородице в честь ее иконы (например, Казанская), то все происходит как на полиелейной службе.
Отличие всенощного (соединенной великой вечерни и утрени) от совершения великой вечерни и утрени отдельно состоит в следующем:
1) 103 псалом поется.
2) Обязательно должна совершаться лития.
3) По Трисвятом на великой вечерне тропарь поется трижды (если Богородице) и дважды + «Богородице Дево» (если святому) без «Слава и ныне».

В остальном порядок службы таков же, как на службе с полиелеем. 


5. Литургия в будний день

В целом порядок литургии в будний день такой же, как и в воскресный день. Но изменяемые песнопения (воскресные тексты: тропари, кондаки, прокимен и т.п.) заменяются текстами дней седмицы в сочетании со службой святому. Иными могут быть также антифоны.  
Литургии в будний также предшествует чтение 3-го и 6-го часов.
Вместо антифонов изобразительных поются антифоны вседневные, если у святого не указаны «Блаженны» (см. в Минее в конце конкретной службы). Тексты вседневных антифонов находятся в Ирмологии. Поются они на свой особый напев, похожий на тот, на который часто поются праздничные антифоны (в случае Господских праздников). Здесь следует учитывать традиции храма. На практике часто даже, когда положены вседневные антифоны, поются изобразительные.  
К примеру,  в службе вмц. Марины, 17 июля   указаны блаженны Октоиха и мученицы. Тем самым вседневные антифоны отменяются, поются изобразительные «Благослови душе моя Господа», «Хвали душе моя Господа» и на 3-м антифоне «Во Царствии Твоем» поются припевы самого антифона, а читаются блаженны Октоиха и мученицы. Блаженны Октоиха находятся в службе Октоиха соответствующего дня седмицы, блаженнами мученицы, как указано в Минее, являются тропари 3-й песни канона. Таков же уставной порядок пения/чтения 3-го антифона и на воскресной литургии. Здесь также следует учитывать традиции конкретного храма. Если с чтением блаженн, то порядок следующий:
В Минеи указано, что должно быть 4 блаженны Октоиха и 4 мученицы, то есть всего 8 или иначе «на 8». Это означает, что припевы 3-го антифона поются не все, а считая с 8-го с конца, включая «Слава» и «И ныне». То есть поется «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / егда приидеши во Царствии Твоем» и далее припевы антифонов сочетаются со стихами блаженн Октоиха и Минеи:
Хор: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / егда приидеши во Царствии Твоем.
«на 8»
Хор: Блажени милостивии, / яко тии помиловани будут. Чтец: 1-й стих блажен Октоиха.
Хор: Блажени чистии сердцем, / яко тии Бога узрят. Чтец: 2-й стих Октоиха.
и т.д.
После того, как хор поет: («на 4») Блажени есте, егда поносят вам, / и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Чтец: читает 1-й стих блаженн Минеи (это тропари 3-й песни канона в приведенном примере).
Хор: Радуйтеся и веселитеся, / яко мзда ваша многа на Небесех. Чтец: 2-й тропарь.
На «Слава» - 3-й тропарь, на и «И ныне» - 4-й, т.е. заканчивается чтением, а не пением.
Если святому совершалась служба со славословием, полелеем или бдение, то поются антифоны изобразительные (те же, что в воскресный день). Об антифонах глава 21 Типикона.

Тропари и кондаки дня и святому сочетаются в зависимости от того, какой знак у святого. В Типиконе об этом достаточно сложно написано, поэтому лучше воспользоваться Тропарионом, где есть таблица пения тропарей и кондаков. Она правда не рассматривает случаи пения в предпразднства и попразднтства. Тогда обратимся к Типикону. Тропари и кондаки дней соответствующего дня седмицы можно найти в Приложении к Часослову.


Прокимен, апостол, аллилуиарий и причастен читаются/поются соответствующего дня седмицы и/или с присоединением к ним службы святого, если есть (см. в конкретной службе Минеи), в зависимости от знака святому/службы.     

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen