Mittwoch, 5. November 2014

Литургика. Лекция 4: Всенощное бдение. Часть 3

ЛЕКЦИЯ 4: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАСТЬ 3


После пения стихир на «Господи воззвах» следует вход с кадилом, священник совершает тайно молитву входа и после возгласа диакона «Премудрость прости» поется песнопение Свете тихий. По своей сути это песнопение является вечерней молитвой, молитвой на окончание дня: «Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит». 
На мой взгляд, это бесподобно красивая и умилительная молитва и как она прекрасно соотносится с вечерним временем, когда действительно можно лицезреть заход солнца (в определенное время года), она как-то особо воздействует на душу. Может быть, поэтому так много написано композиторами различных вариантов песнопений этой молитвы.
Наиболее обиходными являются следующие:
Но я не могу не привести и иных примеров нот «Свете тихий», которые лично мне очень по душе:

После «Свете тихий» следует прокимен. На воскресной всенощной он всегда 6-го гласа: «Господь воцарися, в лепоту облечеся».
Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася.
Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
После каждого стиха хор повторяет прокимен и после последнего только вторую часть прокимна «в лепоту облечеся».
Каждый день недели (седмицы) имеет свой прокимен определенного гласа. То есть если всенощную мы совершаем на какой-либо праздник в будний день (например, понедельник), то прокимен будет уже понедельника, глас 4: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему» со стихом «Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея».

Далее следуют паремии. Паремия (или паримии, от греч. притча) – отрывки из Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. В церковно-приходской практике они в основном не читаются на воскресных всенощных. Читают их лишь на большие (или храмовые) праздники.
После паремий (если читаются) следует сугубая ектения. Если паремии не читались, что сугубая ектения следует сразу после прокимна.
Сугубая означает «усиленная», поскольку на возгласы священника хор отвечает уже трехкратным «Господи, помилуй». Но следует обратить внимание, что трехкратное «Господи, помилуй» положено после соответствующих слов священника «Помилуй нас, Боже…» - это третий возглас. То есть на возгласы до него хор поет «Господи, помилуй» один раз.
После сугубой ектении поется молитва «Сподоби, Господи». Молитва начинается словами «Сподоби, Господи, в вечер сей…». Помимо вечерни эта молитва также совершается на повечерии, на утрене (не в составе всенощного) с изменением вместо «в вечер сей» «в нощь сию» или «в день сей».
Далее следует просительная ектения. В ней содержатся прошения Господу о нуждах в первую очередь духовного плана, но также и о земных, поэтому хор отвечает на соответствующие возгласы священника «Подай, Господи» (на первые два поет «Господи, помилуй»). К сожалению, случаются на клиросе ошибки «неправильных» ответов хора, поэтому регент и певчие должны внимательно следить за действиями службы и слушать, что говорит священник. В конце просительной ектении на великой вечерни существует одна особенность: «Тебе, Господи» поется два раза. Обычно после «Тебе, Господи» следует «Аминь», но в данном случае после «Аминь» следует «Мир всем» от священника, на что хор поет «И духови твоему», а затем на соответствующие возгласы еще раз «Тебе, Господи» и «Аминь».

Лития. Это часть всенощного бдения накануне праздников, следующая за ектенией, начинающейся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», в переводе с греческого обозначает «усиленное моление».
Содержание молитв литии указывает, что она получила свое начало по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.
По уставу литию положено совершать на всенощном всегда, но на практике сложилось, что она совершается по особым праздникам.
1. Исхождение духовенства в притвор – первая часть литии. Значение исхождения состоит в том, что словно бы Господь в лице духовенства являет свое милосердие, снисхождение к оглашенным (некрещеным) и особо кающимся крещенным (а такие люди обычно находились в притворе).
Во время литии поются стихиры (второй блок стихир на всенощной). Их тексты находятся в книгах соответствующего дня (праздника), где мы смотрели стихиры на «Господи воззвах». Стихиры поются без стихов. Количество стихир определяется пространственно-временным фактором. Во время пения стихир духовенство должно выйти из алтаря, пройти весь храм до притвора, диакон должен успеть покадить и вернуться.
Стихиры на литии на праздничной вечерне посвящены празднику. Если лития совершается в обычное воскресенье, Устав предписывает петь «стихиру храма» (т.е. стихиру, посвященную святому или празднику, в честь которого назван храм).
2. Молитвы духовенства и пение «Господи, помилуй» 40 и 50 раз. По жанру эта часть литии является ектенией (особой). Всего следует четыре диаконских прошения и две священнические молитвы.
По окончании молитв литийная процессия из притвора движется в центр храма, где священнослужители остаются до благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. Этот чин имеет древнее происхождение; молитва, Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея используемая в нем и читаемая священником, упоминает о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами (что знаменуется выносом пяти хлебов).
В приходской практике Русской Церкви, где бдение длится два-три часа, этот чин в значительной степени утратил свой практический смысл и рассматривается как символическое действие. В афонских же монастырях, где и поныне совершаются многочасовые всенощные бдения, чин сохраняет практическое значение и всенощное бдение прерывается вкушением хлебов, пшеницы, вина и елея (масла).

После литии следует третья часть пения стихир – стихиры на стиховне.
Эти стихиры являются более торжественными, чем на «Господи воззвах» и должны исполняться сразу двумя хорами (при наличии антифонного пения). Тексты стихир находятся в текстах соответствующих служб (в книгах все следует по порядку). Для пения правильных стихир (из Октоиха или из Минеи) необходимо посмотреть в богослужебные указания. Эти стихиры в отличие от стихир на «Господи воззвах» не комбинируются (сначала воскресные, затем святому, празднику), а поются либо воскресные либо празднуемому событию. Исключение составляет стихира после «Слава». В воскресное всенощное поются стихиры Октоиха (воскресные).
Возьмем прошлый пример, который разбирали на «Господи воззвах» - глас 3 Октоих, 13 окт. Минея (см. 11 окт.). Смотрим Октоих в субботу вечера (великая вечерня), доходим до стихир на стиховне. Первая стихира начинается словами «Страстию Твоею Христе…». Как видно, стиха перед ней нет. Канонарх произносит «Глас 3. Страстию Твоею Христе». Хор поет эту же стихиру на глас 3. Затем порядок такой же, как на «Господи воззвах»: канонарх читает стих, хор поет запев и следующую стихиру. Поется обычно стихир столько, сколько написано в соответствующей книге (как видим в Октоихе их всего 3 после стихов). Если положено петь стихиры из Минеи, то необходимые стихи к ним указаны так же, как в Октоихе, перед соответствующими стихирами.
После стихир следует «Слава и Ныне» либо раздельно, как на «Господи воззвах» либо вместе (смотрим указания соответствующего дня). Если положено «Слава и Ныне» вместе, то канонарх читает «Слава», а хор поет «И Ныне». В рассматриваемом нами примере положено петь после «Слава» стихиру отцов «Молебную память» на глас 4 (см. Минею). После «И Ныне» обычно положено петь Богородичен по гласу «Славы». Если всенощная совершается в будний день, то поется воскресный Богородичен на глас «Славы». Но в нашем примере в указаниях после «И ныне» следует Богородичен 5го гласа «Прииди́те, вси…» - его мы смотрим в Минеи (служба Богородице Иверской).
Воскресная всенощная в предверии воскресного дня относится к Господским праздникам – каждое воскресение мы празднует Воскресение Христово. Если на воскресение попадает другой Господский праздник, то поются уже стихиры этого праздника. Если на воскресенье попадает праздник Богородицы или святому, то стихиры сочетаются. Если Богородичный праздник попадает на будний день, то он полностью вытесняет службу этого дня, то есть Октоих нам будет не нужен.

После стиховни поется песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши»: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Интересно, что по уставу ее положено читать священнику, но в практике сложилось так, что она поется хором. Вспомним, что слова этого гимна Симеон Богоприимец сказал, когда взял младенца Христа на свои руки. Это событие вспоминается в праздник Сретения Господня, чем знаменуется встреча Нового и Ветхого завета. Также в рамках великой вечерни эта песнь как бы символизирует переход от ветхого к новому, переход от вечерни к утрени.
«Ныне отпущаеши» может исполняться на глас (положено на 6й глас) либо существует множество авторских вариантов этой молитвы.
Далее следует чтение молитв: Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш.
После поется отпустительный тропарь. На воскресное всенощное это «Богородице Дево, радуйся», поемая трижды на глас 4 (тропарный). В иные дни существуют свои особенности чередования этого тропаря с другими. Если, к примеру, совершается в воскресенье Господский праздник, то поется трижды тропарь этому празднику.
После тропаря совершается благословение хлеба, вина и елея (если была лития).
Если литии не было, то следует благословение. Оно состоит из трекратного пения «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века». После сразу поется половина 33 псалма «Благословлю Господа на всякое время…», благословение священника и заключительное «Аминь».
На этом великая вечерня заканчивается.


Литература:
- Лекции О.В. Мартынова на регентско-певческом отделении Православного гуманитарного института «Со-действие»;
-     Лития на Вечерне, митрополит Иларион (Алфеев);
-     Сайт http://azbyka.ru/.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen