Samstag, 22. November 2014

Из свт. Игнатия Брянчанинова, суть мечтательности

Открыла книгу святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о человеке», Избранные творения и читаю про действие крови на душу. Поначалу было как-то непонятно, но дальше стало нечто очевидным.
«Действие крови на душу вполне очевидно при действии страсти гнева и помыслов гнева, особенно в людях, склонных к гневу. В какое исступление приходит человек, воспламененный гневом! Он лишается всякой власти над собою; поступает во власть страсти, во власть духов, жаждущих его погибели и желающих погубить его, употребив во орудие злодеяния его же самого; он говорит и действует как лишенный рассудка».
Знакомая ситуация, не правда ли? Уж если не на себе, то на другом человеке явно приходилось видеть проявление этой страсти, такого действия крови.
Люди говорят иногда «не буду ходить в церковь, потому что не хочу быть рабом». Их смущает, что церковные люди называются рабами Божиими. Как они бедные не понимают, что в противном случае, они являются рабами своих страстей. Как вот, к примеру, выше описанного гнева, когда человек пребывает в состоянии гнева или даже казалось в незначительной раздражительности. Свободным не является ни один человек без Бога, он именно раб тогда в прямом смысле этого слова. Как это ужасно, быть рабом какого-то чувства или желудка (при объядении, чревоугодии) или своих интимных органов (при приверженности к блуду).
Это вот видимо и есть действие крови. Святитель Игнатий как раз пишет:
«Духи злобы, неусыпно и ненасытно жаждущие погибели человеческой, действуют на нас не только помыслами и мечтаниями, но и разнообразными прикосновениями, осязая нашу плоть, нашу кровь, наше сердце, наш ум, стараясь всеми путями и средствами влить в нас яд свой» (цитата св. Иоанна Карпафийского из «Добротолюбие», ч. 4, гл. 87).
Но действие такое еще более менее понятно. Но понятно скорее более церковным людям. Людям же далеким от церкви это может показаться новостью и даже странным и может быть воспринято «в штыки» в нашем мире, где властвует во всю культ наслаждения в любом виде: «вкусно поесть», «получить сексуальные наслаждения» и т.п.
А вот что затронуло особо сильно мое внимание.
«Действие прочих страстей на кровь менее явно, но оно существует (прочие страсти имеется в виду: не блуд, не гневливость). Это разнообразные действия на кровь разных греховных помыслов. Сребролюбие и корыстолюбие непременно имеют влияние на кровь: услаждение, которое производят на человека мечты о обогащении».
И далее:
«Особенно внимание должно обратить на действие в нас тщеславия, которого действие на кровь очень трудно усмотреть и понять. Тщеславие почти всегда действует вместе с утонченным сладострастием и доставляет человеку самое тонкое греховное наслаждение».
Вот оно как! Становится ясно, почему же мечтательность является грехом. Кажется, да что тут такого, ну мечтаю я в постели перед сном, может меня это успокаивает. Нет! Не успокаивает, а услаждает. Богу это все равно противно, хотя на первый взгляд и на грех-то не походит. Ведь в мечтах вряд ли мы представляем себя в какой-то уничиженной роли (если мы не мазохисты, конечно), скорее наоборот, а значит тщеславимся мысленно тем, чего и в помине нет, а своими созданными образами. Не мерзко ли это? Да, Господи, мерзко. Что толку мечтать, ведь не знаем каков промысел Божий о нас, что нас дальше ждет. Намечтаем против воли Божией и что ж тут хорошего.
И пишет святитель Игнатий, что же на самом деле должно быть в сердце человека вместо таких «наслаждений».
«При виде бесчисленных опасностей восплачем пред Господом нашим и будем умолять Его с постоянным плачем, чтоб Сам руководил нас по пути тесному и прискорбному, ведущему в живот (жизнь).
От падшего естества (от человека) принимается Богом только одна жертва сердца, одно его состояние: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).

Помоги нам, Господи! 


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen