Montag, 24. November 2014

Литургика. Лекция 7: Всенощное бдение. Часть 6

ЛЕКЦИЯ 7: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАСТЬ 6


После степенн следует Прокимен, который так же, как и степенны является подготовкой к чтению Евангелия.
Прокимен состоит из 2х стихов: изменяемого и неизменяемого. Изменяемый прокимен связан с содержанием службы. В воскресное всенощное он соответствует гласу недели, в будние дни прокимен будет вседа 4го гласа.
«Всякое дыхание да хвалит Господа» - это неизменяемый прокимен. Ранее он пелся более протяжно, распевно или даже на иной распев, чем изменяемый. В настоящее время оба прокимена поются на одну мелодию.

Чтение Евангелия.
Цикл чтений Евангелия на воскресных всенощных состоит из 11 разных текстов из Евангелия, которые всегда повествуют о воскресении Господа Иисуса Христа. Этим 11-ти Евангелиям соответствуют Ексапостиларий и Евангельская стихира, которых тоже 11. То есть, если читается, к примеру 3-е Евангелие, то будет положено петь соответственно 3-й ексапостиларий и 3-ю евангельскую стихиру (когда они поются будет указано позже, когда до них дойдем). Узнать какое именно Евангелие будут читать не так просто, поэтому можно прибегнуть к богослужебным указаниям, чтобы узнать номер ексапостилария и стихиры (это, конечно, в большей степени забота регента, а не певчего). Но певчему знать будет не лишним, поскольку всякое в жизни бывает, и регент тоже человек, может заболеть, не прийти и т.п.
В своей совсем небольшой практике и то я встречала случаи, когда в отсутствие регента хор просто был, как овцы без пастыря, не знали вообще как себя вести, как и что петь. Поэтому, если в хоре будет хотя бы один певчий, разбирающийся в порядке чтения и пения на клиросе, где что найти и посмотреть, это будет очень замечательно и сможет выручить в нужную минуту.

По Евангелии поется «Воскресение Христово» на 6-й глас. Ранее это песнопение пели на 7й глас. Во многих храмах сложилась практика, что его поют прихожане.
После обычно читается 50-й псалом. Почему обычно? К сожалению, в некоторых храмах 50-й псалом опускается. Это неправильно, поскольку этот псалом является частью целого, его не следовало вычеркивать из службы (как можно, например, опустить кафисмы на стихословии).
По уставу этот псалом должны петь, но пение можно услышать лишь в монастырях.
После 50-го псалма следует «Слава», затем «Молитвами апостолов», «И ныне», «Молитвами Богородицы» и идет повторение строк 50-го псалма «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Если опускается сам псалом, то как бы прерывается значение следуемых далее слов первого стиха псалма. Возникает вопрос, откуда они?
После следует стихира: воскресная «Воскрес Иисус от гроба…» либо праздничная.
Эта стихира олицетворяет празднуемое событие, поэтому было бы неплохо ее выделить особенным пением, чтобы подчеркнуть ее важность. На практике обычно все от «Слава» до стихиры поется на 6-й глас. Тем самым стихира как бы сливается со всем остальным и остается незамеченной.  
Затем священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя…», которая по содержанию такая же, как на литии. Из-за этого некоторые полагают, что раз она была на литии, ее можно еще раз не читать. Но это не так.   
В плане действий в храме далее следует помазание, которое, как указывалось выше, положено по уставу совершать в конце службы.

Далее следует Канон.
Канон исторически появился в VIII веке, вытеснив собой кондак в том виде, в котором он был написан изначально прп. Романом Сладкопевцем.
Возможно это связано с тем, что у кондака не было единой формы, по которой можно было бы составить текст в честь любого праздника, любого святого. Поскольку прп. Роман был одарен особым талантом, то он писал кондаки в разных формах.
Канон возник из кратких припевов к библейским песням. Изначально канон состоял из 3-х песен (трипеснцы). Канон из 9-ти песен был создан прп. Андреем Критским. До нас канон не дошел в том виде, в каком появился, а немного в уменьшенной форме. В настоящий момент библейские песни опускаются (исключение составляет Великий пост).
Канон состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) – тропарями. Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета.
По содержанию в основу каждого ирмоса положены песни Святого Писания.
1-я песнь: благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевел от смерти к жизни (Исх. 14:21-15,21).
2-я песнь: песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2-я песнь только в дни св. Четыредесятницы, например, есть в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского.
Во все иные дни эта песнь опускается по причине ее обличительного содержания и особого покаянного настроя.
3-я песнь: благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у нее будет ребенок. Песнь является ее молитвой, когда она отдала ребенка служить Богу при священнике Илии. (1 Цар. 2; 1-10). Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна.
4-я песнь: пророческая песнь-молитва пророка Аввакума (Авв. 3;1-19), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас.
5-я песнь: молитва пророка Исайи (Ис. 26, 9-19), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение.
6-я песнь: молитва пророка Ионы из чрева кита (Иона 2; 2-10). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – образ преисподней.
7-я и 8-я песни: песнь трех отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых (Дан. 3; 19, 26-56; 3, 57-90). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников.
9-я песнь: песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…» (Лк. 1; 46-55). Молитва Захарии, пораженного немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…» (Лк.1; 68-79).

Перед каждым тропарем канона читается припев.
К канонам Господских праздников и Постной и Цветной Триоди: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
К канону Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».
К воскресному канону: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему».
К крестовоскресному: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению».
К канону Честного Креста: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».
К Богородичному: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
К канонам Архангелов, ангелов и всех Безплотных Сил: «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас».
К канонам святым называется имя/имена святого и чин, в котором прославлен: к примеру, «Святителю Отче Николае, моли Бога о нас» «Святая влм./мч. Ирина/Татьяна, моли Бога о нас», «Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас» и т.д. и т.п.
Особый припев к канону Иоанна Предтече: «Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас» или «Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас».
Апостолам: «Святии апостоли, молите Бога о нас» или одному апостолу: «Святой апостоле Андрее, моли Бога о нас».
В великий пост припевы к покаянным канонам поет хор: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас», «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас».
После чтения последнего тропаря поется катавасия.
Катавасия от греч. слова «схождение», от глагола «сходить», «спускаться». Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.
По своей сути является тем же ирмосом, но не начинающий собою ряд тропарей данной песни, а ее заключающий. К примеру, самая частая в году катавасия – это «Отверзу уста моя», ирмосы которой являются ирмосами канона Богородицы.
Катавасия поется после каждой песни, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песен канона (в зависимости от службы).
В самые великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, катавасией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней – 3-й, 6-й, 8-й и 9-й, наконец, в пост катавасия иногда и заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии.
Какую именно катавасию нужно петь, можно узнать, посмотрев в богослужебные указания.
Структурно на службе происходит так: поется ирмос канона, чтец читает припев, затем первый тропарь, после снова припев и так до «Слава», следующий тропарь, «И ныне» и снова тропарь. Хор поет катавасию. Очень часто, «Слава» и «И ныне» читаются вместе после последнего тропаря. Очень замечательно, когда канон читается попеременно двумя чтецами (каждый читает припев и тропарь, потом следующий так же и т.д.), в конце так же один читает «Слава», а другой «И ныне». После 8-й песни канона читается вместо «Слава» «Благословим Отца и Сыне и Святого Духа Господа».
Возьмем для примера воскресную службу 23 ноября (10 ноября по старому): Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Апостолов от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на, Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта) и Те́ртия. Смотрим богослужебные указания на утрене и доходим до канона.  Указано: «Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 3, Богородицы на 3 и апостолов на 4». Это означает, что у нас будет воскресный канон, текст которого мы находим в Октоихе 7-го гласа (смотрим утреню по шестопсалмии и доходим по первой песни канона). «На 4», «на 3» означают количество тропарей канона, которые нужно читать (для воскресного считается вместе с ирмосом). Соответственно, для воскресного канона это будет 4 тропаря. Там же смотрим тропари крестовоскресного канона, которого положено прочитать 3 тропаря и канона Богородицы так же 3. Крестовоскресный канон и канон Богородицы начинаются после указаний в Октоихе «Ин канон крестовоскресен», «Ин канон Пресвятей Богородице».
Не могу сказать, почему в указаниях для воскресного и крестовоскресного написано по 4 и 3 тропаря (в Октоихе их только 2). А вот Михаил Скабалланович может: «При этом само собою подразумевается, что если для такого количества недостает в Октоихе тропарей, что бывает иногда с канонами Крестовоскресным и Богородичным, то надо удваивать первый тропарь».
Количество тропарей часто сокращается по благословению священника. В нашем храме, например, обычно читается по одному тропарю каждого канона. В приходе, где я раньше была, в Германии, каждый раз священник сообщал нам количество читаемых тропарей.
Последний канон, который положено читать в рассматриваемом примере – это канон апостолам. Его мы берем из Минеи на дату, конечно же, 10 ноября (а не 23). Смотрим утреню.
Возьмем по одному тропарю каждого канона для примера.
Итак, хор пропел ирмос 1-й песни «Манием Твоим…» на 7-й глас. Чтец читает припев «Слава, Господи святому Воскресению Твоему» и тропарь «Осудися смертное мучительство…», другой чтец (в идеале, если есть) читает припев к следующему канону «Слава, Господи Кресту Твоему Честному и Воскресению» и тропарь крестовоскресного канона «Два источника нам на Кресте источи…», первый чтец – припев канону Богородицы «Пресвятая Богородице, спаси нас» и соответствующий тропарь «Бездну рождшая благоутробия Дево…», затем второй –припев канону апостолам «Святии апостоли, молите Бога о нас» и тропарь «Божественные суще ученицы…» (обратим внимание, что первым в каждой песни написан ирмос 1-го гласа, его читать не надо, поэтому начинаем со второго). Далее первый чтец читает «Слава», второй – «И ныне», после чего хор поет 1-й ирмос канона Богородицы – катавасия «Отверзу уста моя». Затем поет ирмос 3-й песни канона «В начале небеса…» и далее так же следует чтение припевов и тропарей.
После 3-й, и 6-й песен канона и чтения тропарей следует малая ектения, затем читаются, поются икосы и кондаки и соответствующий Богородичен. В нашем примере после 3-й песни положены кондак и икос апостолов. В Минеи их надо смотреть после 6-й песни. Воскресные кондак и икос, которые положены после 6-й песни, находятся после 6-й песни в Октоихе.  
После 7-й песни канона и чтения тропарей, перед катавасией поется «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки».
На 9-й песни канона (перед ирмосом после слов священника «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим») поется песнь Богородице «Величит душа моя Господа…» или по-иному называемая «Честнейшая». Она является частью канона.
После 9-й песни канона следует «Свят Господь Бог наш»: священник произносит слова, хор повторяет. Затем уже упоминавшийся ексапостиларий, светилен апостолов (в нашем примере) и Богородичен ексапостилария.


Источники:
- Лекции О.В. Мартынова;
-        Михаил Скабалланович, Толковый Типикон;
-        Сайт http://azbyka.ru
-        Сайт http://horist.ru



Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen