Montag, 17. November 2014

Литургика. Лекция 6: Всенощное бдение. Часть 5

ЛЕКЦИЯ 6: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАСТЬ 5

 

Следующая часть утрени – торжественная часть Полиелей. Утреня в составе всенощного – это всегда утреня с полиелеем. В это время духовенство выходит на середину храма и совершается ряд определенных действий. Также полиелем в узком смысле называется песнопение, под которое шествует духовенство – «Хвалите Имя Господне». Данное песнопение представляет собой, как «Блажен муж» на вечерне, отдельные стихи из 134, 135 псалмов с припевом «Аллилуиа» (трижды). 
Приведу некоторые ноты полиелея:
Афонское, не имеет ничего общего с Афоном :) Существуют различные варианты этого напева, один из которых именуется Глинской пустыни.
Из сборника Касторского №2, достаточно простой распев.
Киево-Печерское, очень красивый вариант распева. 

Полиелей как часть службы длится до начала Канона. Во время полиелея читается Евангелие и происходит помазывание. По уставу помазывание положено лишь в конце всенощного бдение (где-то перед первым часом), но в церковно-приходской практике сложилось иначе.
Если есть величание, то оно следует сразу после песнопения «Хвалите Имя Господне» (полиелей в узком смысле). Величание – это краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или какого либо святого. В воскресное всенощное (без совпадений с другим праздником) величаний не бывает. Тексты величания отличаются друг от друга в зависимости от того, кому они посвящены (Господу, Богородице, пророку, апостолам, святителю, преподобному и т.д.).
В случае величания канонарх читает стих избранного псалма, хор поет величание, читается стих, снова поет хор. Это продолжается до тех пор, пока идет каждение.
По завершении хор поет 2 раза «Аллилуиа … слава Тебе, Боже» и 3й раз поет духовенство.
В обычное воскресное всенощное, когда нет величания, сразу после «Хвалите Имя Господне» поются так называется Тропари по Непорочных или иными словами песнопение «Ангельский собор».
Если праздник, на котором есть величание, совпадает с воскресным всенощным и совершается совместно с воскресной службой, то после величания «Аллилуиа» не поется, а сразу поются Тропари по Непорочных, поскольку они имеют «Аллилуиа» по завершении.
В будние дни Тропари по Непорочных не поются, поскольку это песнопение воскресной службы, кроме Недели о Фоме, когда эти тропари тоже не поются, несмотря на воскресение.
Песнопение «Ангельский собор» повествует о воскресении Иисуса Христа, когда жены мироносицы на рассвете обнаружили, что нет в пещере тела Господа, что Он воскрес. Называется тропари, поскольку основная составляющая песнопения – тропари с припевом «Благословен если Господи, научи мя оправданием Твоим» (текст из 118 псалма), также Троичен после «Слава» и Богородичен после «И Ныне». Завершается троекратным «Аллилулиа… слава Тебе, Боже».
Наименование Тропари по Непорочных связано с тем, что по Уставу в состав большинства всенощных бдений вместо 134, 135 псалмов (песнопение «Хвалите Имя Господне») должна входить 17-я кафисма, которая начинается словами «Блажени непорочнии в путь…», отсюда и наименование «Непорочны», т.е. 17-я кафисма. На практике обычно всегда поется «Хвалите Имя Господне», 17-й кафисмы нет, но название следуемого затем песнопения осталось как «по Непорочных».
«Ангельский собор» поется обычно на глас 5 или на подобен гласа «Радуйся Живоносный Кресте». При этом существует множество различных обработок.

После следует малая ектения и сразу 
Седален по Полиелеи и Ипакои (в воскресное бдение). Про седален было уже сказано ранее. Ипакои, которые обычно читаются, означает в переводе с греческого «прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным» – это песнопение в виде припева или подпевания, которое слушают стоя, посвященное Воскресению Христову или событиям праздников. По жанру седален и ипакои являются тропарем.
Затем следуют Степенны, которые служат подготовкой к чтению Евангелия. В воскресное всенощное это песнопение на соответствующий глас недели. Во все остальные дни и, конечно же, в неделю 4-го гласа поется Степенна 4-го «От юности моея». Тексты степенн содержатся в Октоихе соответствующего гласа. И если мы туда посмотрим, то заметим, что текст степенны, который поется на службе, короче оригинального в Октоихе.
Степенна состоит из 3 антифонов (8 глас - из 4-х), а каждый антифон из 3 строф. На практике поется только 1-й антифон.
Название "степенны" связано со следующим. Тексты степенн – это избранные стихи 18 -й кафисмы, которая именуется песнь ступеней (степеней) и повествует о Вавилонском плене и постепенном исхождении из него. В духовном смысле это постепенное избавление от грехов, восхождение по лестнице к Небесам.
Тексты степенн очень проникновенны (причем 2-й и 3-й антифоны никак не уступают 1-му, нельзя сказать, что-то лучше, что-то хуже, ведь все от Духа Святого). Есть смысл проникнуться в текст каждой степенны.
Возьмем степену 6-го гласа:
На церковно славянском: «На Небо очи мои возвожу к Тебе, Слове, ущедри мя да живу Тебе. Помилуй нас уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове. Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, возвращает, устрояет горѐ».
В переводе на русский: «К Небесам возвожу очи мои, к Тебе, Слово (Словом именуется Господь). Умилосердись надо мною, чтобы я жил для Тебя. Помилуй нас уничиженных (измученных грехами, низко павших, не в силах самим ничего сделать), Слово, и сделай благопотребными Твоими сосудами (чистым вместилищем Духа Святого, способными на всякое добро). Святый Дух – виновник спасения всех (людей) (слово «виновник» это дословный перевод, не стоит воспринимать буквально, никто не спасается насильно). Если кого из людей Он коснется своим дуновением сообразно достоинству (да, Дух не приходит просто так ко всем, а к достойным), того скоро возвышает над земными предметами, окрыляет, укрепляет и возвышает (человек, раз испытавший на себе действие Духа Святого, поймет эти слова).   
Степенны обычно поются на соответствующий глас. В Московских храмах очень популярны степенны в обработке архиепископа (митрополита) Ионафана Елецких. На мой взгляд, текст степенн и мелодия в обработке арх. Ионафана необыкновенно подходят друг другу. Когда мы в хоре поем эти степенны, у меня всегда какое-то особое блаженное чувство. Собственно это не удивляет, ведь это текст Богодухновенной Псалтири. Это вопль к Господу, плач над грехами, просьба к Отцу о милости, и Он как любящий Отец помилует и спасет, если обращаемся с покаянием от всего сердца.


Литература:
-  Лекции О.В. Мартынова;
-        Сайт http://azbyka.ru;
-   Дословный перевод степенны 6го гласа взят с сайта http://anfir70.ru

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen