Sonntag, 9. November 2014

Литургика. Лекция 5: Всенощное бдение. Часть 4

ЛЕКЦИЯ 5: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАСТЬ 4


Сразу после великой вечерни начинается утреня.
Поскольку вечерня и утреня служатся в составе всенощного бдения и тем самым соединяются друг с другом, то вечерня не имеет своего обычного конца, а утреня соответственно начала. Если бы вечерня и утреня служились отдельными службами, не в составе всенощного, то конец и начало их были бы немного другими (см. Часослов).
Как уже говорилось, в начале любой службы всегда есть псалмы. Так и утреня начинается с шестопсалмия, то есть читаются шесть псалмов Псалтири (3, 37, 62, 87, 102, 142). Предваряется шестопсалмие двумя стихами «Слава в вышних Богу , и на земли мир, в человецех благоволение» (читается или поется трижды) и «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (дважды).
Первый стих – это песнь, воспетая Ангелами, когда родился Младенец Христос. Второй стих взят из 50-го псалма. Ангелы – чистые существа и могут сразу славить Бога, они непрестанно этим занимаются, а люди по своему падшему существу должны сначала обратиться к Господу «Господи, устне мои отверзеши…», чтобы восхвалить Его «и уста моя возвестят хвалу Твою».
Эти стихи обычно читаются. Но случается, что на особые и праздничные службы эти стихи поет хор.
Надо заметить, что шестопсалмие – это важная часть утрени и вовсе не располагает к отдыху. В храме в это время тушат свечи и выключают светильники. Это делается для того, чтобы люди могли сосредоточить все внимание на текстах псалмов, не отвлекаясь ни на что. Это момент покаяния (первые три псалма говорят о беде падшего человечества, об изгнании из рая) и в то же время надежды на спасение и возвращения в дом Отца Небесного (последние три псалма).
По правилам шестопсалмие должен читать предстоятель (священник). На практике, это часто делает чтец или служитель (помощник) в алтаре. Да что там говорить, мне и самой приходилось неоднократно читать шестопсалмие. Причина проста – не было людей (тем более священников), которые могли бы это сделать. Это было не в московском приходе, а в другом городе, где действительно нехватка людей. В московских храмах, однако, тоже шестопсалмие читают не священники.

По окончании шестопсалмия чтец три раза произносит «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже», после чего сразу следует великая ектения.
После поется «Бог Господь». Бог Господь – это избранные стихи из 117 псалма. По форме исполняется аналогично прокимену – читаются стихи, и хор повторяет «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне» на соответствующий глас, на который будет затем петься тропарь. Понятно, что на воскресную всенощную это будет глас недели, в будние дни соответственно тот глас, на который поется тропарь святому, празднику, в честь которого служится всенощное.
В идеале стихи перед Бог Господь должны пропеваться также на соответствующий глас. На практике это обычно не происходит, а так сложилось, что хор начинает петь «Бог Господь» уже во время чтения стихов, как бы параллельно с чтением.
Затем поется тропарь. В храме в этот момент зажигают яркий свет, это всегда означает особо торжественное место. Именно в этот момент службы тропарь поется торжественнее всего. Ранее, когда не существовало напевов для тропарей, тропарь читался, а хор пел только его окончание.
В воскресную всенощную тропарь поется дважды, затем «Слава» и поется тропарь из Минеи (празднику или святому, которому служба). После хор поет «И ныне» и Богородичен на глас тропаря (соответственно на тропарный глас). Необходимые в этот момент службы Богородичны можно найти в Октоихе, и они именуются как отпустительные.
В будние дни порядок такой же только соответственно вместо воскресного тропаря поется тропарь тому, кому служба и сразу вместе «Слава и ныне» (если одному святому служба) и Богородичен на глас тропаря.
В двунадесятые праздники и праздники Богородицы поется дважды соответствующий тропарь, «Слава и ныне» и снова тропарь.
Есть, однако, некоторые исключения. Вернемся к нашему примеру, рассматриваемому в прошлых лекциях (служба Отцов и Богородице Иверской).
Посмотрим в богослужебные указания и увидим, что в данном случае после «И ныне» поется не Богородичен, а собственно тропарь Богородице Иверской. Так бывает на всех Богородичных службах, когда рядовые Богородичны вытесняются особыми из конкретной службы Богородице.
 
Все это плавно переходит в следующую часть утрени – Стихословие кафисмы, иными словами – чтение двух кафисм псалтири. По окончании пения всего выше описанного хор трижды поет «Господи, помилуй», «Слава», после чего чтец произносит «И ныне» и начинает чтение первой кафисмы и читает до «Слава». Произносит «Слава» и хор поет «И ныне», «Аллилуиа» трижды, «Господи, помилуй трижды и «Слава», чтец – «И ныне» и читает следующие псалмы снова до «Слава». По окончании кафисмы чтец произносит «Слава и ныне» и трижды «Аллилуиа». После чего положена малая ектения и седален по первом стихословии. Затем в той же последовательности стихословится вторая кафисма.  
В церковно-приходской практике обычно читается только одна кафисма, а также случается, что не целиком, а по одному псалму. Бывает, что стихословие кафисмы вообще исключают (к примеру, когда утром служится утреня и литургия).
В воскресную всенощную положено читать 2-ю и 3-ю кафисмы Псалтири. Этот момент на практике также выглядит иначе, в частности в тех храмах, где нет служб в будние дни. В таких храмах, псалтирь читается по закладке, то есть в одну субботу прочитали 2-ю кафисму, в следующую – 3-ю и т.д. Таким образом, рано или поздно, но Псалтирь в итоге прочитывается полностью, а не повторяется каждую всенощную одна и та же кафисма.
После стихословия кафисмы и малой ектении читается седален. Седален происходит от греческого слова «сидеть» и собственно во время его чтения по уставу разрешается сидеть. Также по уставу седален должен петься хором. В воскресенье читается седален Октоиха, в иные дни – Минеи.

Литература:
-  Лекции О.В. Мартынова на регентско-певческом отделении Православного гуманитарного института «Со-действие»;
-        Сайт http://azbyka.ru/.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen