Sonntag, 28. Dezember 2014

Литургика. Лекция 10: Рождественское богослужение. Часть 1

ЛЕКЦИЯ 10: РОЖДЕСТВЕНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 1



Праздник Рождества Христова сформировался примерно к IV веку. До этого существовал единый праздник, который назывался Богоявление, и объединял в себе Рождество Христа (своего рода Богоявление, приход Христа на землю) и Богоявление в смысле явления всех лиц Троицы во время крещения Христа на Иордане, которое празднуется 19 января.
Самые древние рождественские песнопения относятся к VI веку. В VI-VII веках происходило формирование текста службы.
За счет того, что Рождество было выделено как отдельный праздник, службы рождественская и богоявленская по структуре очень схожи друг с другом.

Вспомним из предыдущих лекций, что Рождество относится к двунадесятым праздникам. Двунадесятые праздники имеют пред- и попразднства. Предпразднство представляет собой как бы подготовку к грядущем празднику, напоминание о нем. Попразднство – это время после праздника, продолжение его, то есть великий праздник заканчивается не сразу, а вспоминается еще в последующих богослужениях.
Предпраздство обычно длится 1 день. Исключение составляет Рождество, имеющее предпразднство, начиная с 20 декабря/2 января. Посмотрим Минею на 20 дек. и увидим, что положена служба предпразднства Рождества Христова, совершаемая вместе с памятью Игнатия Богоносца.
Тексты службы предпразднства (стихиры и проч.) основаны на евангельских событиях, но также отчасти и на предании.
Современный мир привык воспринимать праздник Рождества Христова как исключительно радостное событие, связанное с подарками, чудным зимним временем и т.п. Более того общество, к сожалению, особенно европейское, вытесняет уже и Того, ради Кого этот праздник был установлен, – Самого Христа. Остается только одно название «рождество», ассоциируемое с подарками, скидками и выходными.
Но мы православные совсем иного духа и должны соответственно относиться к этому празднику. Рождество Христово – безусловно, радостное событие, связанное с пришествием Христа на землю, с Его вочеловечением через Пречистую Деву Марию. Но как пришел Христос на землю? И зачем Он пришел? Если мы задумаемся над этим, найдем ответы на эти вопросы, то поймем, что в празднике Рождества есть некая доля печали и скорби. Ведь причина пришествия Христа на землю стало грехопадение человечества, и был лишь единственный способ вернуть людям рай, как Самому Богу воплотиться человеком и более того принести Себя в жертву и быть добровольно распятому, и тем самым взять на себя все грехи человечества, чтобы каждый, абсолютно каждый мог иметь возможность вернуться в потерянный рай.
И пришел Господь, Который Царь всего мира и Творец его, не как Царь, не шумно, не в роскоши, а незаметно, родившись в бедных яслях. Как поется в одной из рождественских колядок «Торжествуйте, веселитесь»:
Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.

Эта сторона праздника Рождества также прослеживается из стихир предпразднства. Можно, в частности, обратить внимание на Канон Трипеснец на повечерии начала предпразднства (20 дек.). Поскольку это повечерие, то в приходских храмах оно обычно не служится и ввиду этого до большинства не доносится этот отчасти тайный смысл праздника. При желании, конечно, можно почитать такие службы дома.
Уже в первом же тропаре 1-й песни канона отражается эта печальная суть: «Неизреченное Слова Божия низшествие: Сам боя яко Богочеловек Христос познавается, Бог нехищение быти вменяемь, воображением раба показуется всем нам, славно бо прославися».
И далее первые строки следующего тропаря: «Послужити Христос вольно приходит…».
Христос приходит в мир в самом бедном в человеческом понимании виде, в гостинице не нашлось места, Мария и Иосиф идут в хлев, где и рождается младенец-Христос. Рождается, чтобы послужить всем нам во спасение и рождается, чтобы прославиться как Господь, имеющий все в своей власти.
Рождество – это не только радость, это начало пути Христа на Голгофу.

В службе предпразднства Рождества (последние дни перед Праздником) можно найти некую параллель со службами страстной седмицы Великого поста (тоже последняя неделя перед Пасхой). Некоторые из текстов даже полностью повторяют великопостные. Это тоже является подтверждением иной стороны радостного праздника: Христос еще не идет на распятие, но Он уже приходит в мир, чтобы быть распятым.
Сравним, к примеру, канон, поемый в предпразднство Рождества (24.12) и канон Великой субботы (см. Постную Триодь).

Предпразднство
Великая суббота
Песнь 1
Волною морскою / Скрывшаго древле, / гонителя мучителя/, в яслех сокрываемого убити ищет Ирод / но мы с волхвы поим, / Господеви поим, / славно бо прославися.
Волною морскою / Скрывшаго древле, / гонителя мучителя, под землею скрыша / спасенных отроцы; / но мы, яко отроковицы, / Господеви поим, / славно бо прославися.
Песнь 3
Тебе, на водах / повесившаго / всю землю неодержимо, / тварь видевши / на вертепе рождающася, / ужасом содрогашеся, / несть свят, / разве Тебе Господи, взывающи.
Тебе, на водах / повесившаго / всю землю неодержимо, / тварь видевши / на лобнем висима, / ужасом многим содрогашеся, / несть свят, / разве Тебе Господи, взывающи.
Песнь 9
Не дивися ныне, о Мати, / видящи яко младенца, / Егоже из чрева прежде денницы роди Отец: / возставити и сопрославити человеческое падшее естество приидох явственно / верою и любовию Тя величающия.
Не рыдай Мене Мати, / зрящи во гробе, / Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: / востану бо и прославлюся, / и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, / верою и любовию Тя величающия.

Тексты тропарей идентичны по такому же принципу. То есть, как видно, текст лишь из смысла великопостного перестроен под рождественский.
Отчасти такое «перенесение» текста связано  с тем, что изначально был только один пост перед Пасхой, называемый нами великий. Как стали праздновать Рождество, появился и рождественский пост. Службы в течение всего поста не имеют каких либо особенностей в отличие от великопостных. Если не вчитываться подробно в тексты, которые в обычных богослужениях остаются за рамками, то создается ощущение, что Рождество оно сразу как-то приходит. В великопостное время немного по-другому: уже в первую неделю поста есть свои богослужебные особенности.
Более того, уже практически в самом начале рождественского поста появляется ощущение праздника, поскольку, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на каноне поется катавасия «Христос раждается» (ирмосы канона Рождества). Также в службах можно с этого момента встретить и отдельные стихиры предпразднства.

Празднику Рождества Христова предшествуют 2 недели, когда церковь вспоминает предков Иисуса Христа.
Это:
-        неделя праотцев;
-        неделя отцев.
Эти службы служатся в последние два воскресенья перед Рождеством и вносят определенные коррективы в службы всенощного бдения. В частности, как упоминалось в прошлых лекциях, стихира евангельская переносится с после «Слава» на «Хвалитех» и поется перед 1-м часом. Также после 6-й песни канона, соответственно и на часах, а также на литургии воскресный кондак не поется, а поется вместо него кондак праотцев в неделю праотцев и кондак предпразднства в неделю отцев.  
Из текстов служб предпразднства можно также отметить две знаменитые стихиры: «Ангельские предыдите силы», глас 6-й и самоподобен 2-го гласа «Доме Еврафов».

Особое место предпразднства – это навечерие Рождества Христова (или в народе называемое сочельник), совершаемое 24.12/06.01.
Накануне навечерия всенощное бдение не служится, служатся отдельно вечерня и утреня без часов, поскольку часы служатся утром на Великих часах.
Обычно в приходских храмах служба навечерия и Рождества происходит в следующем порядке:

06.01 утро (24.12)
1. Великие часы +
Изобразительные (читаются антифоны изобразительные)
2. Великая вечерня, переходящая в Литургию Василия Великого
06.01 вечер – 07.01 (25.12)
3. Всенощное бдение (особое, рождественское), которое начинается с того места, где закончилась вел. вечерня утром (великое повечерие, окончание вел. вечерни и утреня, 1-й час)
4. Литургия Рождества (обычно служится в ночь, либо уже 07.01. утром).

Великие часы.
Великие часы (по иному Царские часы) в отличие от обычных часов имеют следующие особенности (см. Минею 24 дек.):
-        Иной набор псалмов – 2 псалма заменяются (последование часов смотрим в Минее, а не как обычно в Часослове);
-        Тропарь предпразднства желательно петь, а не читать;
-        после Богородична, который обычно следует после тропаря в часах добавляется «вставка», которая включает в себя:
а) пение тропарей (поют часто на стихирные гласы) со стихами из псалмов по принципу как на стиховне;
б) Священное писание, состоящее из прокимена, паримий, Апостола и Евангелия.
Далее следует обычный стих часа и последование часов обычное.
По такой схеме служится каждый час (т.е. 1-й, 3-й, 6-й, 9-й). 
На 9-м часе существует особенность: один из тропарей на «вставке» должен исполняться сольно (на практике происходит редко).

Перед чтением/пением часов регенту следует заранее обговорить, кто что будет петь/читать. Так, первое пение на 1-м часе – это тропарь препразднства, глас 4-й, «Написовашеся иногда со старцем Иосифом…», перед которым следует «Слава». Многие чтецы вообще могут не знать, что тропарь поется и по привычке могут прочитать его, соответственно надо обсудить этот момент, а также будут ли чтецы читать «Слава», или хор сразу начнет петь «Слава», а затем тропарь. В последнем случае «Слава» поется на читке и тропарь на 4-й глас тропарный.
Далее читается «И ныне» и следом «Что Тя наречем», как на обычных часах.
И сразу после окончания чтения поются тропари на стихирные гласы.
Первый тропарь поется без запева к нему (аналогично как на стиховне). Перед вторым и третьим тропарями следуют стихи (по принципу, как это поется на «Господи воззвах», на «Хвалитех»). Поскольку указание в Минее о пении «дважды»  после второго стиха «Господи, услышах слух Твой…» тропаря «Ныне пророческое прорецание…» на практике не исполняется, обычно второй стих сразу присовокупляют к первому, т.е. читают после пения первого тропаря «Бог от юга придет и Святый из Горы приосененныя чащи. Господи, услышах слух Твой и убояхся;/ Господи, разумех дела Твоя и ужасохся». Соответственно окончание после знака «/» можно пропеть на запев соответствующего гласа, в первом часе – 3-го. Далее следует «Слава и Ныне» и последний тропарь, т.е. «Слава» сразу объединяется с «И ныне», потому что тропарь поют обычно единожды.
Аналогично соединяется во всех последующих часах только со своими текстами и гласами.
Все эти тонкости важно обсудить с чтецом (с алтарем), чтобы в процессе не было непонятных моментов, и каждый знал, когда он читает/поет следующую часть службы.
После особой вставки с прокимном, паремиями и Евангелием следует обычное последование часов. Кондак по «Отче наш» по договоренности можно спеть, а не прочитать.
Особенность 9-го часа.
По окончании пения тропарей «став среди церкве диакон чтет велегласно стихиру сию: Днесь раждается от девы». Эта же стихира поется после «Многолетия» хором, но особо торжественно на положенный 6-й глас. И лишь после следует вставка «прокимен, паримии, Евангелие».

Далее хору не следует расслабляться, поскольку сразу начинается чтение Изобразительных, в конце которых есть некоторые моменты для пения. Подробнее об этом в следующей лекции.


Источники:
-     Лекции О.В. Мартынова;

-     Лекции Л.В. Важновой

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen