ЛЕКЦИЯ 9: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ.
ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ
На основании всех предыдущих лекций подготовим воскресную службу
на 7 декабря/24 ноября: Глас 1-й. Попразднство Введения. Вмц. Екатерины.
Конечно же, воспользуемся богослужебными указаниями (пример на 2014 год).
Некоторая особенность данной службы состоит в том, что совмещены
не только воскресная служба и служба святому, но и попразднство двунадесятого
праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, который совершали 4 декабря/21
ноября. Попразднство означает продолжение праздника (после праздника), поэтому
в последующие после праздника службы включаются песнопения праздника. В
богослужебных указаниях и книгах все относящиеся к празднику указания
соответственно обозначаются словом «праздник». Праздник Введения имеет
попразднство 5-7 декабря и 8 декабря – отдание праздника. Во все эти дни в
песнопения служб включаются также и песнопения праздника Введения.
В плане подготовки службы нас интересуют только изменяемые
песнопения службы.
Вспомним, что всенощное бдение состоит из великой вечерни и
утрени, соответственно и указания содержат в себе указания к каждой из частей
всенощного.
Первая изменяемая часть на великой вечерне – стихиры на «Господи воззвах». В 3-й лекции было достаточно подробно
рассмотрено, как понимать указания стихир на Господи воззвах и где нужно искать
стихиры.
В рассматриваемой службе у нас положено, как обычно в воскресное
бдение, 10 стихир: из них воскресные, глас 1й – 3, праздника, глас тот же – 3,
вмц. Екатерины, глас тот же – 4. Далее на «Слава», глас 2-й: «Ра́достно к
торжеству́…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Все необходимые стихиры мы найдем в книгах Октоих, глас 1-й и в Минее ноябрьской на дату 24 ноября (помним,
что даты Минеи смотрим по старому стилю).
Первыми идут стихиры воскресные, то есть из Октоиха, их мы находим
на великой вечерни в день суббота (в субботу на велицей вечерни). Далее смотрим
Минею: стихиры праздника у нас находятся в том же дне, где и стихиры вмц.
Екатерины, но следуют после них (как написано в указаниях смотреть их надо на
стиховне вечера. Поются же эти стихиры после воскресных, перед стихирами вмц.
Екатерине. Следование стихир построено согласно иерархии: воскресные стихиры
посвящены Господском празднику – Воскресению (малая Пасха), стихиры праздника
Введения – Богородичный праздник и последними поются стихиры святой. Стихира
после «Славы» также находится в Минее, поскольку прославляет вмц.
Екатерину, а после «И ныне» на воскресное всенощное у нас всегда поется
догматик на глас Недели, то есть 1-го гласа «Всемирную славу».
Следующая изменяемая часть великой вечерни – это лития. На литии,
как видим из указаний, поются стихиры праздника и искать их нужно на стиховне
утрени (в Минее это располагается на утрени после стихир на «Хвалитех»).
Следующий блок – стихиры на стиховне. Положено петь воскресные
стихиры, значит берем их из Октоиха. После «Слава» мы вновь прославляем вмц.
Екатерину, после «И ныне» поем стихиру праздника – они находятся в Минее на
стиховне вечера соответственно после «Слава» и после «И ныне».
После того, как прочитали "Трисвятое", "Пресвятая
Троице", "Отче наш" следуют изменяемые тропари: два раза поется
«Богородице Дево» и один раз тропарь праздника, то есть тропарь Введения.
Переходим к утрене.
На «Бог Господь» следуем указаниям и поем дважды тропарь
воскресный, глас 1-й «Камени запечатану от иудей», затем «Слава», тропарь вмц.
Екатерины, глас 4-й, «И ныне» тропарь Введения, глас 4-й.
Тропарь воскресный можно найти в Октоихе, праздника и вмц. Екатерины
– в Минее. Либо можно использовать специальные сборники с тропарями или просто
в церковном календаре с тропарями и кондаками на соответствующий день.
После чтения кафизм и малой ектении читается седален воскресный,
поскольку мы совершаем воскресное всенощное. Ввиду того, что кафизм положено
читать две, и соответственно седальнов тоже два, а на практике часто читается
либо одна кафизма, либо выборочно читаются псалмы, можно прочитать любой из
седальнов или как благословит священник. Когда я готовила службы, настоятель
благословлял выбирать любой. Седальны мы найдем в Октоихе на утрене. Обратим
внимание на то, чтобы не перепутать и открыть в Октоихе нужную нам утреню.
Поскольку согласно следованию суточного круга после великой вечерни совершаются
еще повечерие и полунощница, то они соответственно есть и в Октоихе в той же
последовательности и включают в себя каноны. Нам нужно все это пролистать и
дойти до «на утрени по шестопсалмии». Читается не только сам седален, но
и все, что следует за ним до окончания Богородична после «Слава и Ныне».
На полиелее к изменяемой части у нас относятся ипакои, степенны и
прокимен. Поскольку у нас воскресение, то все эти части службы читаются
(поются) воскресения, на глас 1-й; находим их в Октоихе. Если бы служба вмц.
Екатерины приходилась на будний день, тогда пели бы степенну 4-го гласа «От
юности моея».
После прочтения Евангелия все следует согласно воскресной службе.
Чтения или песнопения Введения и вмц. Екатерины туда не включаются.
Каноны.
Подробно составляющие канонов были рассмотрены в лекции 7.
В указаниях видим, что Канон состоит из 4-х канонов: воскресный,
Богородицы, праздника и вмц. Екатерины. Воскресный канон и Богородицы мы
находим в Октоихе, перед тропарями поется ирмос воскресный. Каноны праздника
Введения и Вмц. содержатся один за другим в Минее. По прочтении последнего
тропаря каждой песни канона поется катавасия. Начиная с праздника Введения
поется катавасия Рождества Христова «Христос раждается».
После малой ектении, которая положена после 3-й песни канона
следует целый блок разных чтений: икосы, кондаки, седальны, относящиеся к
празднику и вмц. Екатерине. Они все есть в Минее. Лишь стоит обратить внимание,
что некоторые из них будут располагаться не после 3-й песни канона, а после 6-й.
После малой ектении, положенной после 6-й песни читается уже блок,
посвященный воскресному дню: кондак и икос на глас 1-й.
После 9-й песни, после «Свят Господь Бог наш» читается
ексапостиларий по номеру читаемого Евангелие, то есть 4-й.
Воскресные утренние Евангелии, ексапостиларии и евангельские
стихиры, которые всегда идут под одним номером (если читалось 4-е Евангелие, то
соответственно положены 4-й ексапостиларий и 4-я стихира), находятся в приложении
к Октоиху.
После читаются светильны Вмц. и праздника, которые находятся в
Минее после 9-й песни.
Заключительный блок изменяемых песнопений утрени – стихиры на
«Хвалитех». Сначала следуют воскресные на глас Недели, т.е. глас 1-й. Затем –
стихиры Вмц. на гласы 4-й и 2-й. В указаниях есть пометка «со славником и
припевами своими», но в Минее особых припевов нет, поэтому поем обычные запевы
на Хвалитех.
После «Слава» поется стихира евангельская 4-я (см. выше) и
неизменяемое песнопение воскресного всенощного – «Преблагословенна еси
Богородице Дево» на глас 2-й.
После Великого славословия поется тропарь воскресный «Днесь
спасения», поскольку у нас главенствующая служба – Воскресение.
Всего существует
два воскресных тропаря, поемых на утрене: «Днесь спасения» (на нечетные гласы)
и «Воскрес из гроба» (на четные гласы).
Как видим, чтобы подготовиться к службе, относящейся к годовой
части действия Октоиха, из книг нам нужны только Богослужебные указания, Октоих
и Минея. Так можно готовить службы до момента, когда нам первый раз понадобится
постная Триодь.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen