Регенту на заметку
Хочется поделиться некоторыми выводами, которые я сделала для себя в процессе начальной регентской практики.
Хочется поделиться некоторыми выводами, которые я сделала для себя в процессе начальной регентской практики.
1. Никогда не
стоит брать песнопения, пусть даже самые простые, но если их не знает кто-то из
певчих (за исключением, если ситуация позволит вам попросить незнающих певчих
помолчать). И особенно, если вы сами этих певчих первый раз в жизни видите и не
знаете их способностей. В такой ситуации даже простейшая Афонская Милость мира
может прозвучать грязно. Речь опять-таки идёт про певчих, которых нельзя
отнести к профи и о людях с большим опытом. С последними бояться нечего, даже
если вы их первый раз видите.
Те певчие,
которые сами ещё не очень уверенно поют, начинают петь менее уверено в
неординарной ситуации, когда видят нового регента. Под новую незнакомую руку
они и то, что знают могут петь может и правильно, но вокально напряженно.
Поэтому следует брать только то, что они уже точно пели.
Впрочем, это не
является каким-то открытием, которое я сделала в процессе регентской практики.
Скорее, это ещё раз подтвердилось. И в роли певчей я наблюдала такие ситуации,
когда регент (даже опытный) берёт неизвестные песнопения. «Пение с листа» под
силу только профессиональному хору и даже там (если хор не спетый) нужны
спевки. Можно знать песнопение в плане нот, но при этом не суметь его красиво
исполнить. Причины могут быть разные. Это и есть одна из целей спевок – донести
дух произведения, его характер, а не просто чисто спеть ноты.
2. Нужно уметь
проявлять характер. И как я убедилась, даже на начальном этапе, даже когда тебя
казалось бы может кто-то подстраховать, поддержать. Но этот кто-то должен быть
уполномоченным на то лицом, а не своевольничать. Даже если этот кто-то является
более опытным регентом, он не должен мешать в процессе новичку. Может человек
действует и с добрыми намерениями, хочет помочь. Но его «помощь» будет помощью
только тогда, когда об этом просят. Если не просят, пусть не лезет, такая «помощь»
только мешает и сбивает ещё больше с толку.
Надо уметь
быстро переключаться из роли регента в роль певчего и наоборот. Если на клиросе
собралось несколько регентов, у штурвала всегда должен быть только один. Иначе
клиросный корабль если не потерпит крушение, то обязательно нарвётся на
препятствие. Поэтому если вам мешают таким образом, умейте сказать «нет». Как и
в какой форме, нужно смотреть по ситуации. У меня это пока плохо получается, но
я учусь. Я поняла, это очень нужно, просто жизненно необходимо для блага общего
пения, хорошо проведенной службы. Если вы ошибётесь, это будет ваша ошибка, и
она впоследствии даже поможет. Регент, «набивший хороший синяк» на ошибке, вряд
ли повторит её в другой раз. А если в ваш регентский процесс будут вмешиваться
те, кто по непонятным причинам считают, что имеют на это право, то и служба
будет скомканная и научиться вряд ли чему получится. Единственный кто может
вмешаться в любое время – это преподаватель (если речь об учебной практике на
клиросе). И тут ещё одно наблюдение – именно он не вмешивается, потому что он
знает, что человеку нужно почувствовать себя самостоятельным. Преподаватель
ведёт себя так, словно его вовсе нет на клиросе и лишь в крайнем случае проявит
себя, если увидит вопросительный, взывающий к помощи взгляд регента-новичка. А
вот некоторые коллеги почему-то берут на себя роль поучать менее опытного,
когда их об этом не просили. Не делайте так сами и умейте дать отпор таким
«учителям». Сегодня вы – регент, значит вы решаете, что петь, как петь, в какой
тональности. Завтра вы певчий – вы подчиняетесь и не лезете, когда вас не
просят.
3. Данное тоже
не будет являться открытием. Но поскольку частенько на эту тему бывают
искушения, коснёмся и этого.
Выходит
новоиспечённый регент в жизнь с положительным грузом знаний, с тем, как в
идеале должно происходить богослужение. И вот начинает он свою практику и
сталкивается с реальной жизнью, которая часто бывает не так идеальна, как учили
в том или ином учебном заведении. Чаще это касается уставных вопросов. К
примеру, регент готовит службу как положено по Уставу. Но вдруг в храме
встречается с ситуацией, когда происходит ошибка. Допустим, чтец, а может даже
и сам священник возгласил не тот прокимен. Или священник пропустил какую-либо
ектению и «перескачил» уже к следующей части службы, а может дал не тот
возглас.
Что делать
регенту? Регенту нужно быть гибким и не гнуть свою палку, пусть даже если он
это делает в соответствии с Уставом. Возгласили иной прокимен, значит нужно
ответить именно таким же текстом прокимна. Священник начал иную ектению, значит
нужно дать ответ в соответствии с прошением священника, а не тот, который
должен был бы быть на пропущенную священником ектению. Если чтецы прочитали
там, где должен был петь хор (к примеру, «Сподоби Господи»), не стоит
высокомерно показывать их ошибку и повторно петь, лучше продолжить далее по
последованию службы. Или наоборот, чтецы что-то не прочитали, запутались, надо
уметь подхватить и прочитать за них.
Главный в храме
после Бога – священник, регент в любом случае в его подчинении. И в некоторых
случаях регенту приходиться проявлять смирение. Это может касаться и количества
стихир, поемых на вечернем богослужении. Если по Уставу положено 6 стихир, то
регент может спеть все 6, только если он имеет полномочия сам решать данный
вопрос. Но если ему говорит священство спеть 3 стихиры или по каждению, он
должен подчиниться. И не регент будет отвечать за «нарушение» Устава. А вот если
он начнет проявлять своеволие, то может не получить милости у Господа. Господь
сам был смирен и подчинялся даже земным властям и земным законам. Мы должны
учиться у Него. То есть нужно уметь разграничить, где я имею власть, а где я
должен подчиниться.
Это не касается
тех вопросов, где грубо нарушается Устав или заповеди Божии. Я такого, слава
Богу, не встречала. Это за рамками данной статьи.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen