Мы тоже можем «ходить по воде», если
уповаем на Бога
Наверное,
каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда из-за определённых неудач в деле
появляются мысли бросить это дело. Пение и регентование на клиросе не является
исключением. Ведь, как я писала выше, именно на клиросе враг особенно
усердствует, поскольку дело это является непосредственно делом Божиим.
Со
мной такое тоже случалось, и когда я была простой певчей, и когда стала
заниматься регентством. Назовём это своего рода искушениями. Что же делать в
таком случае? Как с этим бороться? Как не пойти на поводу лукавого и не поддаться
таким неправильным мыслям?
Во-первых,
почему так происходит? Скорее, потому что человек в какой-то момент перестаёт
уповать на Бога, вдруг начинает думать, что он сам всё делает, в нём
зарождаются тщеславные мысли. И тогда Господь словно оставляет человека,
показывая ему, какой он самостоятельный. Далее человеку становится страшно,
потому что он не ощущает более помощи Божией, потому что в какой-то момент
поменял веру в Бога, на веру в себя. И вот результат – неудача в деле.
На
такую взаимосвязь меня навели слова святителя Феофана Затворника о Евангельском
отрывке хождения апостола Петра по воде.
«Св.
апостол Пётр, с позволения Господня, сходит с корабля и идёт по воде; потом
уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое
необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо
иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно
то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило
воодушевленное упование на Господа, что Он всё может, и это дало ему
дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути:
надлежало только крепче стать в уповании,
взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления:
"силен ветер, велики волны, вода не тверда"; это и расшатало и
ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки
Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь
укорил его: "маловерный! зачем ты
усомнился?", показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем,
которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу!
Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель
- терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор
воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики
они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу
человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению
начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу
входит страх, как быть; отсюда колебания
продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал - держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе,
Который близ».
Так следует и на клиросе поступать – уповать на Бога и
не бросать начатого дела, гнать все эти лукавые мыслишки, вспоминая
евангельский пример апостола Петра.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen