Montag, 1. Dezember 2014

Литургика. Лекция 8: Всенощное бдение. Часть 7

ЛЕКЦИЯ 8: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАСТЬ 7


Канон. Продолжение.
Еще немного вернемся к канону.
Указанные в прошлой лекции припевы к канонам «Слава, Господи святому Воскресению Твоему» и т.п. не имеют какого-либо уставного регламентирования. Они заменили собой исчезнувшие библейские песни. В настоящий момент в составе канона осталась только одна новозаветная библейская песнь – это Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» (или вкратце «Честнейшая»). Ведь ее текст (кроме припевов) был сказан самой Богородицей и зафиксирован в Евангелии (Лк, гл. 1, 46-55).
«Честнейшая» структурно не является самостоятельной частью службы, она входит в состав 9-й песни канона. Также в состав 9-й песни включена песнь пророка Захарии (Лк. гл. 1, 68-80).
Песнь Богородицы (9-я песнь канона) занимает совершенно самостоятельное положение по отношению к остальным песням, и вообще в каноне, и имеет свой припев, одинаковый для всех 6-ти стихов, на которые разделена она для пения. Таким припевом служит текст «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую Сущую Богородицу Тя величаем», в котором с особой выразительностью Пресвятая Дева исповедуется настоящей, действительной Богородицей и с великим дерзновением веры поставляется выше высочайших Ангельских чинов. По преданию (у Никифора Каллиста, XIV в.), Богоматерь, явившись составителю песни (св. Косме), с веселым лицом сказала: «приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они сию новую песнь твою»; и способные к тайнозрению неоднократно видели потом Богоматерь благословлявшею певших эту песнь.
Ввиду особой значимости этой песни, на нее существует множество различных напевов и авторских произведений.
Из наиболее распространенных:
Обиходная;
Очень хочется отметить один из вариантов «Честнейшей» очень мною любимого автора архиеп. Ионафана Елецких.
Иные библейские песни мы можем встретить в составе канона лишь только в Великий пост. Об этом будет подробнее написано в темах о Великом посте.
«Честнейшая» поется по Уставу всегда за исключением отдельных служб, которые перечислены в главе 20 Типикона.

После того, как провозгласили, пропели (прочитали) все, что следует после 9-й песни (см. лекцию 7), начинается последняя изменяемая часть всенощного бдения – хвалитная часть (последний цикл стихир - стихиры на «Хвалитех»).
Перед самими стихирами поется неизменяемая часть службы на глас Недели «Всякое дыхание да хвалит Господа. / Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу».
«Хвалите Его, вси Ангели Его, / хвалите Его, вся Силы Его. / Тебе подобает песнь Богу». Данное песнопение по тому же принципу, как и на «Господи воззвах» составлено из отдельных стихов псалмов – 148, 149, 150.
Порядок пения/чтения аналогичен как на «Господи воззвах»: канонарх возглашает глас, хор поет и т.д. Сами стихиры берем из Октоиха и Минеи или иной соответствующей конкректной службе книге.
Особенность воскресного бдения данного цикла службы состоит в том, что поется 8 стихир (в иные дни – 4). На «Слава» поется стихира Евангельская, повествующая (как и ексапостиларий) о том евангельском событии, которое было прочитано на данной службе. Номер этой стихиры всегда соответствует номеру ексапостилария, а вместе – номеру положенного Евангельского чтения. Поется стихира на указанный ей глас. При этом номер стихиры никак не связан с номером гласа, поскольку стихир (Евангелиев, ексапостилариев) 11, а гласов – 8.
После «И ныне» поется всегда на 2-й глас песнопение «Преблагословенна еси Богородице Дево».

Далее следует возглас священника "Слава, Тебе, показавшему нам свет" и поется Великое славословие. Если на великой вечерне молитва "Свете тихий" являлась молитвой завершения дня, песней вечерней, то великое славословие можно назвать молитвой пробуждения, утренней песней. "Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам" взываем мы, "во свете Твоем узрим свет".
Эта песнь часто поется на простые напевы. Существует, конечно же, множество прекрасных авторских вариантов. Особо хочется отметить великое славословие В. Самсоненко.
Из вариантов попроще и наиболее часто исполняемых в храмах напевов Великого славословия (ВС) можно отметить знаменный распев, Киево-Печерский распев. При этом по сути КПР является упрощенным вариантом знаменного. Также часто ВС поется просто на двух аккордах, что является очень достойным окончанием службы ввиду того, что концентрирует более внимание на тексте, а не на музыкальном оформлении.
Едино вместе с ВС поется Трисвятое, при этом структурно Трисвятое не является частью ВС.

По окончании ВС в воскресное всенощное поется один из двух воскресных тропарей: "Днесь спасения миру бысть" (если глас 1-й, 3-й, 5-й, 7-й) или "Воскрес из гроба" (если глас 2-й, 4-й, 6-й, 8-й). Не в воскресные дни поется тропарь праздника либо святому, кому посвящена служба.
В московских храмах популярны данные тропари в обработке знаменного распева Турчанинова (достаточно сложны для исполнения):

Здесь стоит обратить внимание не некоторое повторение тропаря (за искл. воскресной службы): этот же тропарь пелся в конце великой вечерни также после Трисвятого, а также вначале утрени на «Бог Господь». В воскресное бдение по иному: на вечерне – «Богородице Дево», после «Бог Господь» - воскресный тропарь.

После следуют сугубая и просительная ектении, отпуст, после чего утреня заканчивается.

После читается первый час.
По уставу перед 1-м часом положено исхождение в притвор на литию, во время чего поются стихиры. На практике этого обычно не происходит.
В некоторых службах перед 1-м часом читается (поется) соответствующая евангельская стихира, которая обычно поется после «Слава» на Хвалитех. Она переносится перед 1-м часом, поскольку после «Слава» положено петь иное. К примеру, к таким службам относятся службы отцев, праотцев.

Если вдруг случится, что кому-то из певчих придется читать 1-й или иной час, нужно знать следующее. Часы содержат неизменяемые тексты за исключением тропаря и кондака. Каждый из часов состоит из 3-х псалмов, после чего после прочтения трижды «Господи, помилуй» читается тропарь.
- если положен один тропарь, то он читается после «Слава» и далее «И Ныне» и по тексту часослова;
- если два тропаря, то один более значимый читается перед «Слава», другой – после «Слава». Так всегда бывает в воскресное бдение, поскольку у нас всегда есть Господский праздник – Воскресение и празднование памяти какого-либо святого или иной праздник (если не Господский). Соответственно перед «Слава» читается тропарь воскресный, после «Слава» - соответствующий тропарь святому (празднику).
Кондак (после возгласа священника, перед «Господи, помилуй» 40 раз) читается всегда один. Если их положено больше, они чередуются в разных часах, один читается в 1-м, другой – в 3-м, 6-м. Наиболее важным является тот кондак, который поется на утрени после 6-й песни канона.

После прочтения первого часа поется по традиции (уставного указания нет) кондак "Взбранной Воеводе", на Господские и Богородичные праздники поют кондак праздника (также по традиции).


Литература:
- Лекции О.В. Мартынова;
-     М. Скабалланович, Толковый Типикон.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen