ЛЕКЦИЯ 15: ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВЕЛИКОГО
ПОСТА. ЧАСТЬ 1
Пост перед праздником Пасхи исторически являлся первым и единственным
постом. Целью его была подготовка оглашенных к крещению. Затем стали поститься
и верные, позже пост был введен как обязательное время воздержание перед Пасхой.
Затем на основании первого поста, получившего наименование
«великий» (поскольку этот пост является самым строгим и самым главным, ведь
установлен перед основным церковным праздником Воскресения Христова), появился
рождественский пост (об этом см. лекции рождественских богослужений).
Рассмотрим некоторые особенности служб, предшествующих великому посту,
которые содержат некоторые изменения.
О скором наступлении великого поста свидетельствует наличие в
богослужебных указаниях пения стихир по Триоди постной. Начинаются такие
песнопения за 3 недели (календарных) до начала поста, которые включаются в себя 4 подготовительные недели (день седмицы):
Неделя о мытаре и фарисее;
Неделя о блудном сыне;
Неделя о Страшнем суде (мясопустная)
Воспоминание Адамова изгнания (неделя сыропустная).
Великий пост начинается всегда в понедельник, а заканчивается в
пятницу, плюс Лазарева суббота и праздник Вход Господень в Иерусалим. Страстная
седмица (последняя неделя перед Пасхой) литургически не входит в Великий пост,
хотя пост не только продолжается, но становится более строгим по причине
воспоминаний предательства Христа и Страстей Христовых, Его распятия и телесной
смерти.
Перед неделей о мытаре и фарисее всегда читается Евангельское
чтение о Закхее. Триодь в этот период еще не действует, но данный день
предупреждает нас о том, что скоро начнется особый период церковного года.
Наименование книги «Триодь» означает «трипеснец», поскольку она
включает в себя трипеснцы (каноны, состоящие не из 9ти, а из 3х песен).
Если мы откроем постную Триодь,
то увидим, что она начинается с недели о мытаре и фарисее. Тексты построены так
же, как в Октоихе с субботы вечера (начало церковного воскресного дня – первого
дня седмицы). Но, начиная с 1-го дня Великого поста тексты дней расписаны не
как в Октоихе (с вечера), а как нам привычнее – с календарного начала недели –
с понедельника, а не с воскресенья.
Начиная с недели о мытаре и фарисее по воскресеньям
оставляется Минея, и тексты Октоиха начинают сочетаться с текстами Триоди
постной. Исключением являются дни памяти святых, имеющих бдение или полиелей,
праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также
попразднства Богоявления.
Смысл стихир Триоди наполнен соответствующим смыслом
подготовительной недели. Для наглядного примера, посмотрим богослужебные указания на неделю о мытаре и фарисее 2015 года (19.01/01.02, глас 1).
На «Господи воззвах» видим сочетание стихир Октоиха и Триоди, после «Слава»
также стихира Триоди (вместо Минеи), на «И ныне» ничего не меняется, поется
Догматик гласа седмицы.
Текст 1-й стихиры Триоди: «Не помолимся фарисейски, братие: / ибо
возносяй себе смирится. / Смирим себе пред Богом, / мытарски пощением зовуще: /
очисти ны Боже, грешныя».
Таким же образом Минея заменяется на стихирах «на стиховне», «на
Хвалитех», иными словами, везде вместо текстов Минеи поются/читаются положенные
тексты Триоди.
На каноне также прибавляется канон Триоди с припевом по традиции
«Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Также можно отметить, что после 6-й песни канона поется не
воскресный кондак, а кондак Триоди, а положенная евангельская стихира
передвинута на место «перед 1-м часом», поскольку ее обычное место «на
Хвалитех» заняла стихира Триоди.
Следующее новшество воскресной службы в период начала действия
Триоди – это песнопение, настраивающее души на приближение Великого поста,
призыв к покаянию, именуемое «Покаяния
отверзи ми двери», которое поется после чтения 50-го псалма на утрени. В указаниях
мы видим ««Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» –
Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя,
Бо́же…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества соде́янных…»». По сути эти
стихиры могут исполняться на 6-й глас, на практике же часто используют
авторские песнопения, поэтому весь этот блок от «Слава» до «Множества
содеянных» называют обычно «Покаяния отверзи ми двери» и люди понимают, что
речь идет не только об одной этой стихире.
Наверное, самым распространенным способом исполнения является либо
петь просто на 6-й глас, либо обиходным напевом в обработке Д. Бортнянского. Очень умилительно, на мой взгляд,
написал П.Г. Чесноков, но на песнопения этого автора может дерзнуть
уже достаточно уверенный, хорошо спетый состав.
Данное песнопение поется в период с Недели о мытаре и фарисее и по
воскресениям в течение 40 дней поста, последний раз перед праздником Вход
Господень в Иерусалим. То есть в сам праздник оно не поется и на следующей за
ним страстной седмице также не поется поскольку там уже Пасха.
Еще одно изменения в гимнографии воскресной службы – это
песнопение «На
реках Вавилонских», которое является 136 псалмом Псалтири и присоединяется к двум
постоянным псалмам на Полиелее (134 и 135). Это песнопение поется не с первой,
а лишь со второй подготовительной недели – Недели о блудном сыне и
заканчивается в последнее воскресение перед началом поста – Воспоминание
Адамова изгнания (неделя сыропустная).
Источники:
- Лекции О.В. Мартынова;
- Литургика, Красовицкая М.С.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen