ЛЕКЦИЯ 17.1.: ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВЕЛИКОГО
ПОСТА. ЧАСТЬ 4. ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ
Рассмотрим отдельные будничные службы в период Великого поста (см.
таблицу в лекции 17).
Великое повечерие.
Последование великого повечерия содержится в Часослове.
Эта служба встречалась нам уже в рамках лекций о рождественском
богослужении. То есть помимо времени Великого поста, великое повечерие
совершается во время служб Рождества и Богоявления.
Начинается служба как обычно: возглас священника, обычные
начальные молитвы. И затем следует часть из псалмов. И вот уже в самом начале
мы встречаем в Часослове великопостную особенность, касаемо только первой
седмицы Великого поста: «И абие, аще есть первая седмица Великия
Четыредесятницы, начинаем псалом 69: Боже, в помощь мою вонми: И исполнившуся
сему, поем великий канон».
Любое повечерие содержит в себе канон. Для примера обычных дней
можно посмотреть Октоих,
где повечерие согласно суточному кругу следует сразу за вечерней,
соответственно перед утреней. Видим, что читается также обычное начало и псалмы
и уже в самом конце канон.
В первую неделю Великого поста разница в том, что канон
перемещается на первый план и следует после прочтения только одно псалма –
псалма 69 (в иные дни этот канон не читается в начале повечерия).
Канон Андрея Критского по структуре, как любой канон, начинается с
пения ирмоса, затем поется
припев «Помилуй мя, Боже,
помилуй мя», читаются тропари. После определенных тропарей положены припевы
«Преподобне Отче Андрее, моли Бога о нас», «Преподобная мати Марие, моли Бога о
нас».
Ирмосы поются на глас 6-й, но часто их поют на музыку Д. Бортнянского либо также Московского напева в
обработке М. Мормыля.
После 6-й песни канона поется умилительный кондак «Душе моя». Его
также часто поют на Бортнянского или есть прекрасный двухголосый вариант древнего распева.
Великое повечерие можно разделить на 3 части,
каждая из которых начинается словами «Приидите, поклонимся…» и читаются псалмы.
По окончании псалмов читается обычное по прочтении кафизм окончание «Слава и
ныне», «Аллилуиа», «Господи, помилуй».
В 1-й
части читается
великий канон. По окончании великого покаянного канона читаются положенные 6
псалмов и окончание, после чего следует пение «С нами Бог». Необходимые стихи
обычно произносятся чтецом, а хор поет припев «Яко с нами Бог». По окончании
стихов продолжается необходимое пение и затем поется тропарь «День прешед» на
глас 6-й и еще другие тропари на тот же глас. Во многих храмах эти песнопения
исполняются на знаменный распев (в том числе Троице-Сергиева Лавра). Есть
замечательная книга Е.С. Кустовского,
в которой изложено последование великого повечерия с соответствующими нотами.
После пения тропарей читается «Верую» и следует, не побоюсь этого
слово в великий пост, очень красивая часть с земными поклонами, в которой
призываем всех, начиная с Богородицы и далее ниже по чину (Небесные силы, Иоанн
Креститель, апостолы и т.д.) и заканчивая святым храма, молить Господа о нас
грешных, а после призывая и Самого Господа. Священник произносит
соответствующее обращение, а хор его повторяет, на каждое обращение положен
поклон.
Затем читается «Трисвятое». По «Отче наш» поются тропари на
соответствующий глас: в понедельник и среду – это глас 2-й, во вторник и в
четверг – глас 8-й. И следует заключительный блок первой части: «Господи,
помилуй» (40), «Слава и ныне», «Честнейшую» и по «Аминь» заключительная молитва.
2-я часть начинается
также: «Приидите, поклонимся…» и псалмы. «Трисвятое». По «Отче наш» поются
тропари на глас 6-й. Затем такой же конец как и в 1-й части «Господи, помилуй»
(40) и т.д.
3-я часть начинается
как и другие. В ней как раз содержится 69 псалом, который в данной службе
читался вначале. В иных он будет прочитан именно в этой части. Великое
славословие читаем. «Трисвятое». По «Отче наш» часть, которую поем: тропари на
глас 6-й «Господи Сил с нами буди». Можно спеть просто на 6-й глас, можно в
иной обработке, например, М. Мормыля. Поются также соответствующие припевы
(хвалитные стихи как на утрени) «Хвалите Его на силах Его…» и т.д. и
повторяется тропарь после каждого стиха, «Слава и ныне» и после последнего раза
пения тропаря поются также на глас 6-й тропари Богородице «Всесвятая
Богородице…».
Затем следует обычное окончание «Господи, помилуй» (40) и далее.
Окончательные молитвы. После священник читает молитву Ефрема Сирина «Господи и
Владыко…» и следуют заключительные молитвы. В конце произносится ектения.
Это что касается великого повечерия на первой седмице поста с
чтением канона Андрея Критского.
Великое повечерие также служится в будние дни на всех последующих седмицах.
Последование мало чем отличается от выше описанного. Обычно, исключается канон.
Подробно описано в книге Е.С. Кустовского.
Особенности Часов в великий пост.
Особенность часов состоит в том, что есть моменты, которые не читаются,
как нам привычно, а поются. Это тропари Часа. Здесь важно регенту быть внимательным
и не пропустить момент пения.
Утром, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, а перед ней
3-й, 6-й и 9-й часы, эти часы в определенных случаях могут включать в себя чтение
Евангелия. Опевы Евангелия обычно поются великопостным напевом (аналогично напеву
ектении).
Источники:
- Лекции О.В. Мартынова.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen