Нашла
я в книге, названной в прошлом сообщении, ответ на один вопрос, который возник
у меня в неделю Крестопоклонную.
Просматривая
тексты постной Триоди, увидела я, что песни
канона Триоди содержат пасхальные ирмосы: "Воскресения день, просветимся
людие..,", "Приидите, пиво пием..." и т.д.. Они не поются на
воскресной службе, потому что поются всегда ирмосы воскресного канона. Однако,
сам факт того, что в Великий пост канон сопровождается праздничными ирмосами
заставил меня задуматься, почему.
Впрочем
сам текст воскресной службы крестопоклонной недели также несет в себе
торжественное содержание. Некоторые стихиры по смыслу похожи на стихиры
праздника Крестовоздвижения или даже полностью повторяют их. Сравним, к
примеру, в Триоди стихиры на "Господи воззвах" великой вечерни и
стихиры на стиховне праздника Крестовоздвижения в Минеи. И там, и там содержится
стихира-самоподобен "Радуйся Живоносный Кресте...":
"Радуйся
Живоносный Кресте,/ благочестия непобедимая победа,/ дверь райская,/ верных
утверждение,/ Церкве ограждение:/ имже тля разорися и упразднися,/ и попрася
смертная держава,/ и вознесохомся от земли к небесным:/ оружие непобедимое,/
бесов сопротивоборче,/ славо мучеников,/ преподобных яко воистину удобрение,/
пристанище спасения,// даруяй миру велию милость".
Музыкально
этот самоподобен также достаточно торжественен и стихиры на Крестопоклонной
должны, в идеале, исполняться на такой же распев.
Почему
же столько праздника у нас в середине поста?
В ответ
просто приведу цитату из книги "Великий
пост":
"Смысл
всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны,
физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает
сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны,
претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец
нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост
— это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова
призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «… Кто хочет идти
за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Марк 8:24). Но
мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его
креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только
Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено
нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья: «… В тот же день, в третью
неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по
какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя… и
испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий
крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он
укрепляет и утешает нас… мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным
путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его
листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь;
так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы
водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы
мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь… Или возьмем другой
пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр,
а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся
и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать
свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди
себя свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, — наполняющий нас
радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и
восхвалить Его победу… Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к.
святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения,
постного подвига и уныния… Но Христос утешает нас, как странствующих по
пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим
Воскресением… потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было
посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого
Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его
лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но
оживляемся…» Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину
Великого Поста".
Чтобы дать нам новые силы на вторую половину поста, здесь в его середине Крест напоминает нам о том, зачем и почему мы идем и ради чего, чтобы в Великий Праздников Праздник воспеть прекрасные тексты Пасхального канона, потому что вот она радость пришла, вот она цель достигнута.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen