Пишу
я здесь разные мысли, цитаты, рассуждаю про духовность и церковное пение, но
ничего не написала про себя, как автора данного блога.
Видимо,
пришло время рассказать немного про себя, а именно о моем пути на церковный
клирос в следующей статье.
Публикация статьи на сайте Про Клирос.
“Пути Господни: из ди-джеев в певчии”
Часть 1. Ступень первая – на клиросе, но
еще не певчая
Музыкой
я увлекалась всегда. Но до моего прихода уже в сознательном возрасте в церковь,
мои музыкальные пристрастия никак нельзя было назвать Богу угодным делом.
Скорее наоборот. Это было грехом. Ведь вряд ли можно назвать деятельность
ди-джея, крутящего виниловые пластинки и меняющего диски в ночных клубах, из
которых доносятся звуки жесткой электронной музыки, и заставляют толпу людей
дергаться на танцполе, визжать и кричать, делом, приносящим пользу душам этих
людей. Скорее наоборот – я отчасти выступала в роли соблазнителя других к
греху, (хоть людей насильно в клубы никто и не тащит), но я была
непосредственным звеном всей этой цепочки дьявольской задумки, организованной с
целью, чтобы души людей забывали про Бога Творца и про истинные ценности жизни.
Гуляй, пей, веселись и не о чем не думай! Живешь только раз!
Надо
признаться, я не чувствовала себя в этой атмосфере, как рыба в воде, я просто
хотела поделиться с людьми музыкой, которую я действительно любила на тот
момент. И если исключить из такой музыки бесконечные удары и разного рода
электронное дребезжание, оставив лишь мелодию, она действительно являлась
красивой.
Но музыка эта на тот момент уже не была модной, и часто приходилось «играть»
то, что мне было абсолютно не по душе ради того, чтобы просто заработать себе
на жизнь в чужой европейской стране. Лишь редко были моменты, когда любимая
музыка становилась неким проводником между моей душой и душами, находящихся на
танцполе людей, которые пришли не ради отрыва, выпивки или флирта, а именно
потому, что им нравилась сама музыка. Тогда я действительно чувствовала себя
неким властелином звуков, дарящим людям счастье. Во все остальное время такая
деятельность была лишь маскировкой под счастье. На самом деле душа постоянно
была в поиске чего-то, сама того не понимая чего, и успокоилась лишь, когда
наконец нашла Его, или Он нашел, а она просто откликнулась и отварила дверцу на
стук смиренного Творца.
Тогда
весь мир перевернулся. То, что было хорошим, стало плохим. А что было в глазах
мира слабостью, стало истинной ценностью. Я, как многие, крещенная в
младенчестве, но совершенно не знакомая с православной верой, стала постепенно
открывать для себя новый истинный мир.
Я начала регулярно посещать церковь –
единственный приход русской православной церкви в немецком городе, в котором я
жила, и активно участвовать в жизни прихода. Это была в прямом смысле церковь
душ прихожан, потому что своего здания у прихода не было, и приходилось снимать
помещение для служб в протестантском храме. Службы совершались только в
выходные дни и по большим праздникам. Каждый раз перед началом вечерней службы
прихожане должны были обычный актовый зал превратить внутренне в православный
храм, расставив иконы, подсвечники и иные необходимые атрибуты, а на следующий
день после литургии все убрать, вернув залу прежний внешний вид.
С
приходом в церковь для меня стало очевидно, что моя псевдомузыкальная
деятельность больше продолжаться не может.
Я ходила на службы, слушала пение
церковного хора, от которого душа наполнялась трепетом, и все внутри умилялось,
иногда даже до слез. Но поначалу даже мыслей не было, что я могу стать частью
этого. Те люди наверху казались мне особенными, избранниками Божьими, обладающим
какими-то способностями, которые мне и не снились. Но внутри я ощущала, что мне
словно нужна какая-то замена тому, чем я занималась до церкви.
Я внутренне
смиряла себя, потому что иного выхода не было, с прошлой деятельностью
покончено. Но ощущение чего-то нужного взамен не покидало. Может быть, это
привычка быть на публике не давала мне полного покоя, и хотелось выполнять
подобную роль в церкви. Но что это могло быть, я не знала.
И
вот случилось то, что стало моим первым шагом на клирос.
Однажды
вечером, после окончания всенощного бдения, староста нашего прихода, которая по
совместительству была и чтицей, и певчей и заместителем регента, спросила, не
хочу ли я читать в храме. Нужен человек, который будет читать часы, а также
помогать ей с чтением на всенощной.
Реакция моя была такой, какая может быть у
человека, когда ему предлагают то, чего он никогда в жизни не делал. Но я не
отказалась, взяла тексты часов домой, чтобы потренироваться, а утром перед
службой немного прочитала батюшке, и он одобрил читать часы перед литургией.
Так
я стала физически частью клироса в том смысле, что находилась там же, где
певчие, на верхнем ярусе зала каждое всенощное и до литургии, когда надо было
читать часы. Постепенно я научилась читать на церковно-славянском языке и могла
уже читать стихиры[1]
и тексты не только из Минеи, но и Октоиха. Я также стала выполнять роль, своего
рода, уставщика. Регент в храме был человеком исключительно по музыкальной
части и в порядке службы не разбирался. Поэтому всегда был некто, кто следил за
правильностью службы, пением и чтением нужных текстов; должен был позаботиться
о том, чтобы на клиросе были все необходимые книги и ноты. Сказать, что мне моя
новая роль в храме нравилась, да она мне очень нравилась!
Часть 2. Ступень вторая – искушение
«быть или не быть»
Это
была моя первая настоящая Пасха! Я и еще двое прихожанок согласились остаться в
храме после ночной литургии на дежурство на случай, если вдруг кто из захожан
решит посетить Божий храм в день Праздника Праздников.
Все
уже разошлись после праздничной трапезы, в храме было тихо и спокойно, а на
душе очень радостно и ощущалось присутствие чего-то необъяснимого никакими
словами. Господь, Его Пречистая Матерь и святые радостно взирали на нас с икон,
на подсвечниках догорали редкие свечи.
Ко
мне подошла одна из прихожанок и предложила спеть часы Пасхи. Я искренно
удивилась, сказав, что не умею. Но она настояла, уверяя меня, что в этом нет
ничего сложного, и чтобы я просто повторяла за ней мелодию.
Мы
встали перед центральной иконой и начали петь в унисон на глас 8 часы Пасхи.
Как же мне понравилось петь!
Это было новое непередаваемое ощущение. Мы перешли
к канону Пасхи, но он оказался для меня немного сложнее в исполнении, поскольку
мелодии периодически менялись, а я их не знала. Мы пели еще и еще по памяти
различные церковные песнопения.
Девушка,
предложившая, спеть не была певчей нашего хора, да и в скором времени стала
ходить в другой приход (почему-то в греческий), но она стала для меня толчком для
осознания того, что я хочу петь Богу.
Я
вдруг четко поняла это – да, мне очень хочется петь. Почему нет? – спрашивала я
себя, если душа моя так этого просит. Я подошла к батюшке-настоятелю, с которым
у нас были очень теплые отношения, и рассказала про свое желание.
-
А ты умеешь петь? – спросил он.
-
Не знаю, – ответила я. – Но очень хочется.
Никакого музыкального образования у меня не было. В памяти лишь всплывали картины далекого детства, когда я, будучи восьмилетним ребенком, всего один год училась в музыкальной школе, даже что-то играла на фортепиано и пела в хоре.
Никакого музыкального образования у меня не было. В памяти лишь всплывали картины далекого детства, когда я, будучи восьмилетним ребенком, всего один год училась в музыкальной школе, даже что-то играла на фортепиано и пела в хоре.
Батюшка
отправил меня к регенту, сказав, что он благословляет, если последний даст
добро. Конечно, с регентом мы были уже знакомы, ведь находились вместе на
клиросе во время служб, но в его глазах я была исключительно чтицей и человеком,
который помогает певчим по ходу службы. Он не отнесся серьезно к моему желанию
петь, постоянно не находил время, чтобы меня прослушать, но позволил попытаться
петь на спевках, от которых я сама вскоре отказалась, потому что ничего не
понимала в крючках на белой бумаге, называемыми нотами, и мычала себе что-то
под нос по памяти.
Вообще
у нас на клиросе было некоторое разделение между теми, кто поет и теми, кто просто
читает (нас там уже было двое). Считалось, что читать каждый умеет, а вот петь
– это особый дар. Поэтому последние считались людьми меньшего ранга даже в
глазах некоторых прихожан. Это выражалось в том, что певчие были
неприкосновенны в плане осуществления иной работы по приходу, чтецы же могли
быть спокойно взяты с клироса для выполнения других, часто более бытовых задач
вроде приготовить стол, помыть посуду, убрать и т.п. Для певчих даже всегда
отдельно откладывали еду (бутерброды, торты, пироги) строго с учетом количества
певчих, чтецы в эту группу не входили. Меня это совершенно не обижало. Наверное,
надо стать певчей, чтобы понять, как сильно устаешь, что ни на что иное уже
становишься не способен, – думала я. Во
время службы было тоже некоторое разделение по принципу: «вы читаете и
помогаете нам, но не лезете в музыкальную часть», «мы не лезем в ваше чтение». Но
иногда нам, чтецам, невольно приходилось выступать в роли координаторов
дисциплины, строго поглядывая в сторону увлекшихся разговором певчих, во время
нашего чтения; призвать к вниманию, что дескать, сейчас петь пора уже, возглас;
иногда напомнить, что «Господи, помилуй» тут следует петь три раза, а не один и
т.п. И конечно, свободному чтецу пойти позвать хор (а по пути еще можно и свет
включить), который на время чтения шестопсалмия удалился в соседнее помещение
на спевку. Они не всегда успевали, были моменты, когда «Господи, помилуй»
приходилось петь мне одной. Первый раз я ужасно стеснялась и не дерзнула. Но,
когда я поняла весь ужас ситуации, когда на возглас священника ответом ему
бывает тишина, я отбросила все комплексы и стеснения.
И
вот регент наконец-то нашел минуту своего внимания, чтобы прослушать меня. Повторю,
что серьезно он к этому не относился. Он попросил спеть меня «Господи,
помилуй», я спела, как знала. О том, что это нужно сделать на определенной ноте
мне тогда и в голову не могло прийти. Я в тот момент не имела ни малейшего
понятия, о том, что в хоре, оказывается, поют на несколько голосов, а издавание
регентом звуков перед пением является элементарной настройкой и задаванием
тона. С улыбкой на лице бросив фразу «это либо дано либо нет» и не оставив иных
комментариев, он удалился. Другая певчая стала меня успокаивать, что не
переживай, ты же так хорошо читаешь, мы так не умеем.
Сказать,
что мне стало обидно – это промолчать.
Для меня мир тогда рухнул. Я не понимала
вообще, что произошло, почему я не подошла. Хорошо читаю? Да, и очень
благодарна за это Богу, но я петь хочу. Не дано? Да, если Богу угодно, то тому,
кому не дано, Он может дать, и отнять у того, кому дано.
И потом, если не дано,
то как же тогда меня приняли в музыкальную школу в свое время? На глаза
невольно наворачивались слезы. Неужели моя мечта рухнет, не начав и
осуществляться?
Начались
мои душевные мытарства. Если до этого момента я периодически дома пыталась петь
песнопения служб, то теперь я решила поставить на этом крест и не
притрагивалась. Но через некоторое время опять тянулась к нотам и продолжала
тренироваться петь. Это было сильнее меня.
Ситуация
разрешилась после того, как меня стала привлекать к пению певчая-староста и
заместитель регента. Несмотря на то, что она официально на клиросе была как бы
заместителем регента, по сути, негласное руководство тем, что петь и кто будет
петь, осуществляла именно она.
Она повторно меня прослушала и сказала, что все в
порядке, и мне просто надо начинать тихо петь с хором, повторяя вместе с ней
партию второго голоса. Она сказала, что учиться петь хорошо бы именно в
процессе реальной практики, поскольку она сама прошла такой путь.
Регент
из-за занятости на основной работе стал очень редко появляться, на вечерних
службах его практически никогда не было. Певчие вообще редко посещали вечерние
службы и их обычно пели в минимальном составе, на два голоса. Я тоже пела. Но
если вдруг случалось, и приходил регент, то в такие службы я не могла выдавить
из себя не звука. Это был некий психологический дискомфорт, у меня все
пересыхало в горле и казалось, что я просто потеряла дар речи.
Внутри меня так
и продолжалась борьба, а правильным ли делом я занимаюсь, бросить или
продолжать, быть или не быть. И каждый раз, когда меня посещали мысли, что с
пением надо завязывать, происходило что-то, что доказывало обратное.
Теперь
придется открыть все карты. Один из таких случаев описан в рассказе «Кисточка в Божьих руках». Да, той чтицей была именно я.
Однажды, Господь послал к нам в приход человека, который сыграл немалую роль в
моем дальнейшем певческом развитии, как раз в тот момент, когда я в очередной
раз терзалась сомнениями. Это была молодая талантливая девушка, обладающая музыкальным
образованием. Так случилось, что она стала учить меня нотной грамоте.
Поскольку
ранее в церковном хоре она не пела, я учила ее гласовым напевам и порядку
богослужения. Она также присоединилась к нашему хору, а впоследствии стала
регентовать.
За
месяц ежедневных занятий сольфеджио я наконец-то стала понимать ноты, для меня
открылся новый музыкальный мир. Мы пели с ней на два голоса молитвы перед едой,
перед занятиями, пели, когда готовили вместе что-то на трапезу в приход, пели
на остановке и в трамвае, когда ехали на службу. Мы пели буквально целыми днями
напролет.
Мое
обучение нотной грамоте вылилось в то, что я смогла положить на ноты один из
своих стихов, восхваляющих Пресвятую Богородицу. Это получилась простая мелодия
в традиции церковного обихода. Чудом стало для меня то, что песня была
исполнена хором на престольный праздник, и это была моя последняя литургия в
моем первом, любимом и так дорогом сердцу приходом, после чего дальнейший мой
певческий путь развивался на территории Родины.
Часть 3. Ступень третья – становление
певчей
Жизненные
обстоятельства сложились так, что я вернулась в Россию. Было грустно, мне как
воздуха не хватало родного прихода и деятельности на клиросе. Я мечтала снова
хотя бы просто читать. О том, чтобы петь в московских храмах, даже и мысли не
было.
Московские хоры выглядели и звучали так величественно по сравнению с
нашим германским. И все мелодии, которые я слышала на службах, были совершенно
не знакомы моим ушам. А храмы! Это же были настоящие храмы в плане самой
постройки. Я поняла, что стихиры на службах, оказывается, положено петь, а не
читать и искренно удивлялась, почему же их не пели у нас.
Присутствуя
на службах, я невольно замечала ошибки чтецов, и думала, а ведь я могла бы
прочитать лучше. Я тут же смиряла себя, вспоминая как «резали» батюшке уши мои
ошибки в ударениях, когда я сама только начинала читать. В храмах, где мне
приходилось бывать, все чтецы были мужчины. Видно в Москве женщине-чтецу место
вряд ли найдется, – думала я. Оставалось только молиться и надеяться, что мой
певческий путь не завершился, и Господь все устроит.
Еще
я очень скучала по тихим всенощным бдениям. Почему-то торжественность и
многолюдность этой службы в московских храмах не заставляли мою душу так
трепетать, как это было в Германии.
Как-то
летом я ощутила радость такого тихого всенощного бдения в одном из храмов
Московской области, в котором приходилось бывать по причине нахождения в
выходные дни за пределами Москвы.
Это было то, о чем я так скучала: тихое
молитвенное пение немногочисленного хора, знакомые до трепета распевы. Я
плакала от радости. Пение, доносившееся с клироса, казалось ангельским. Кто бы
мог подумать, что уже на следующий же день я буду участником главного песнопения
Богу под названием «Божественная литургия» со стороны клироса.
Я скромно
изложила священнику свои страдания по поводу безучастия в клиросном деле, что
мне хотя бы просто почитать, а в итоге матушка-регент разрешила мне
присоединиться к хору. Дождалась! Слава Тебе, Господи!
Я
стала ездить каждые выходные петь в храме в Московской области, стала брать
индивидуальные уроки обиходного пения, сольфеджио и вокала. Петь было здорово и
легко, в основном все было мне знакомо.
Но
в одну из всенощных уровень нашего хора резко изменился. В хоре появились
профессиональные певчие, которые когда-то давно уже пели в этом храме, бразды
управления хором также были переданы одной из них. Репертуар во многом сильно
изменился, а главное усложнился. Это были слишком сложные для меня авторские
песнопения, среди которых были произведения Архангельского, Чеснокова, Веделя,
Чайковского, Кастальского, Турчанинова и других многочисленных композиторов. Я
копировала ноты и пыталась учить дома, но петь их мне все равно не удавалось. У
меня начал развиваться комплекс неполноценности, мне никогда не достичь уровня
этих певчих. Службы перестали приносить такую радость, как вначале. Я могла
петь только гласы и обиход (иногда все же проскальзывающий в музыкальном
репертуаре службы). Меня снова мучили искушения, что я не своим делом
занимаюсь. И снова, как и раньше, обязательно что-то происходило, что
заставляло почувствовать себя нужной для клиросного дела и, не взирая ни на
что, просто продолжать петь Богу и повышать свой певческий уровень.
Раза
два удавалось организовать поездку в родной германский приход, где я, конечно
же, присоединялась к хору, и после московской «школы» чувствовала себя уже
совсем по-другому: пела очень уверенно и казалось даже, что получила признание
того самого регента, который когда-то вынес мне неутешительный «приговор». Эти
«гастроли» мне явно были нужны для повышения уровня своей самооценки. При этом
было ощущение, что я словно никуда не уезжала, потому что на меня словно по
привычке опять перекладывали обязанности подготовки к службе, и если что-то шло
не так, попадало именно мне. Я всячески пыталась донести до певчих, что стихиры
все-таки следует петь, а не читать. В одну из поездок нам это даже удалось
осуществить. Правда, при условии, что я тексты стихир положу на ноты. Что ни
сделаешь для любимого прихода и чтобы порадовать батюшку!
На
московском клиросе все же не пропадало ощущения моей ненужности, казалось, что
меня там не ценят, как самостоятельное звено.
Было ощущение, что я стою на
месте, надо как-то дальше развиваться. Поэтому через год пения я решила
попробовать поступить на известные московские певческие курсы. Это было не так
сложно, как казалось. Меня приняли, и начался чудесный год, полный новых знаний,
практики и ощущений.
Курсы
мне очень помогли не только в плане музыкального развития, но и психологически –
повысилась моя самооценка, как певчей, приезжая на наш клирос, я пела увереннее,
и исчезло ощущение какой-то неполноценности перед другими. В процессе обучения
приходилось петь в разных московских храмах, была возможность больше
практиковаться одной на своей партии и пробовать петь другие партии (сопрано
или тенора). Я стала реже посещать свой клирос из-за отдаленности нахождения
храма. Но лишь в процессе пения в других храмах, я четко поняла, как много мне
дали эти два года пения в профессиональном хоре.
На
Страстную и Светлые седмицы удалось получить еще огромную порцию певческого
опыта – пришлось петь спонтанным коллективом, каждый раз с разными регентами и
без спевок. Так получилось, что в храме отсутствовал хор именно перед Страстной
седмицей.
Сейчас
Господь все так устроил, что я пою в храме совсем рядом с домом.
Путь мой на
этом не закончен, более того, он только начинается по-настоящему. Ведь чем
больше учишься, тем больше кажется, что еще так много не умеешь. Постепенно
начинаю также осваивать регентское дело, ведь основная моя клиросная мечта –
это стать регентом.
Надеюсь, это станет четвертой ступенью моего клиросного
развития. Когда-то я управляла телами людей на танцполе, а теперь хочется
управлять их голосами, чтобы они молитвенно воспевали Творца!
Послесловие
Может
быть, мой рассказ станет полезным для всех тех, кто терзается в сомнениях или
страхах. Просто доверьтесь Богу и молитесь. И помните слова Господа «дерзай,
дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф, 9:22), а также «Не бойся, только веруй» (Мк,
5:36; Лк, 8:50).
И
еще хочется сказать:
обязательно при возможности получайте специальное
церковное певческо-регентское образование. Это действительно важно! Церковное
пение имеет свои определенные особенности, и никакое самое высшее музыкальное
образование не охватывает эти особенности. Ведь не просто так на, казалось бы, даже
обычные певческие курсы идут люди со специальным музыкальным образованием, в
том числе и дирижерским. Такие специальные учебные заведения ведь задачей
ставят не только выпустить музыкально образованных людей, но и людей, разбирающихся
в богослужении и сохраняющих церковно-певческие традиции, заложенные еще
святыми отцами церкви.
Читайте далее - становление регента:
Блок историй "Записки начинающей регентши"
Часть 1
Часть 2
Другие статьи и рассказы:
Блок историй "Записки начинающей регентши"
Часть 1
Часть 2
Другие статьи и рассказы:
О поступлении на певческие курсы
Кисточка в Божьих руках
Жизнь и клирос православных приходов за рубежом
Кисточка в Божьих руках
Жизнь и клирос православных приходов за рубежом
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen