Montag, 8. Dezember 2014

Лекция 9: Всенощное бдение. Подготовка к службе

ЛЕКЦИЯ 9: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ


На основании всех предыдущих лекций подготовим воскресную службу на 7 декабря/24 ноября: Глас 1-й. Попразднство Введения. Вмц. Екатерины.
Конечно же, воспользуемся богослужебными указаниями (пример на 2014 год).
Некоторая особенность данной службы состоит в том, что совмещены не только воскресная служба и служба святому, но и попразднство двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, который совершали 4 декабря/21 ноября. Попразднство означает продолжение праздника (после праздника), поэтому в последующие после праздника службы включаются песнопения праздника. В богослужебных указаниях и книгах все относящиеся к празднику указания соответственно обозначаются словом «праздник». Праздник Введения имеет попразднство 5-7 декабря и 8 декабря – отдание праздника. Во все эти дни в песнопения служб включаются также и песнопения праздника Введения.

В плане подготовки службы нас интересуют только изменяемые песнопения службы.
Вспомним, что всенощное бдение состоит из великой вечерни и утрени, соответственно и указания содержат в себе указания к каждой из частей всенощного.
Первая изменяемая часть на великой вечерне – стихиры на «Господи воззвах». В 3-й лекции было достаточно подробно рассмотрено, как понимать указания стихир на Господи воззвах и где нужно искать стихиры.
В рассматриваемой службе у нас положено, как обычно в воскресное бдение, 10 стихир: из них воскресные, глас 1й – 3, праздника, глас тот же – 3, вмц. Екатерины, глас тот же – 4. Далее на «Слава», глас 2-й: «Ра́достно к торжеству́…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Все необходимые стихиры мы найдем в книгах Октоих, глас 1-й и в Минее ноябрьской на дату 24 ноября (помним, что даты Минеи смотрим по старому стилю). 
Первыми идут стихиры воскресные, то есть из Октоиха, их мы находим на великой вечерни в день суббота (в субботу на велицей вечерни). Далее смотрим Минею: стихиры праздника у нас находятся в том же дне, где и стихиры вмц. Екатерины, но следуют после них (как написано в указаниях смотреть их надо на стиховне вечера. Поются же эти стихиры после воскресных, перед стихирами вмц. Екатерине. Следование стихир построено согласно иерархии: воскресные стихиры посвящены Господском празднику – Воскресению (малая Пасха), стихиры праздника Введения – Богородичный праздник и последними поются стихиры святой. Стихира после «Славы» также находится в Минее, поскольку прославляет вмц. Екатерину, а после «И ныне» на воскресное всенощное у нас всегда поется догматик на глас Недели, то есть 1-го гласа «Всемирную славу».

Следующая изменяемая часть великой вечерни – это лития. На литии, как видим из указаний, поются стихиры праздника и искать их нужно на стиховне утрени (в Минее это располагается на утрени после стихир на «Хвалитех»).

Следующий блок – стихиры на стиховне. Положено петь воскресные стихиры, значит берем их из Октоиха. После «Слава» мы вновь прославляем вмц. Екатерину, после «И ныне» поем стихиру праздника – они находятся в Минее на стиховне вечера соответственно после «Слава» и после «И ныне».

После того, как прочитали "Трисвятое", "Пресвятая Троице", "Отче наш" следуют изменяемые тропари: два раза поется «Богородице Дево» и один раз тропарь праздника, то есть тропарь Введения.

Переходим к утрене.
На «Бог Господь» следуем указаниям и поем дважды тропарь воскресный, глас 1-й «Камени запечатану от иудей», затем «Слава», тропарь вмц. Екатерины, глас 4-й, «И ныне» тропарь Введения, глас 4-й.
Тропарь воскресный можно найти в Октоихе, праздника и вмц. Екатерины – в Минее. Либо можно использовать специальные сборники с тропарями или просто в церковном календаре с тропарями и кондаками на соответствующий день. 

После чтения кафизм и малой ектении читается седален воскресный, поскольку мы совершаем воскресное всенощное. Ввиду того, что кафизм положено читать две, и соответственно седальнов тоже два, а на практике часто читается либо одна кафизма, либо выборочно читаются псалмы, можно прочитать любой из седальнов или как благословит священник. Когда я готовила службы, настоятель благословлял выбирать любой. Седальны мы найдем в Октоихе на утрене. Обратим внимание на то, чтобы не перепутать и открыть в Октоихе нужную нам утреню. Поскольку согласно следованию суточного круга после великой вечерни совершаются еще повечерие и полунощница, то они соответственно есть и в Октоихе в той же последовательности и включают в себя каноны. Нам нужно все это пролистать и дойти до «на утрени по шестопсалмии».  Читается не только сам седален, но и все, что следует за ним до окончания Богородична после «Слава и Ныне».

На полиелее к изменяемой части у нас относятся ипакои, степенны и прокимен. Поскольку у нас воскресение, то все эти части службы читаются (поются) воскресения, на глас 1-й; находим их в Октоихе. Если бы служба вмц. Екатерины приходилась на будний день, тогда пели бы степенну 4-го гласа «От юности моея».
После прочтения Евангелия все следует согласно воскресной службе. Чтения или песнопения Введения и вмц. Екатерины туда не включаются.

Каноны.
Подробно составляющие канонов были рассмотрены в лекции 7.
В указаниях видим, что Канон состоит из 4-х канонов: воскресный, Богородицы, праздника и вмц. Екатерины. Воскресный канон и Богородицы мы находим в Октоихе, перед тропарями поется ирмос воскресный. Каноны праздника Введения и Вмц. содержатся один за другим в Минее. По прочтении последнего тропаря каждой песни канона поется катавасия. Начиная с праздника Введения поется катавасия Рождества Христова «Христос раждается».
После малой ектении, которая положена после 3-й песни канона следует целый блок разных чтений: икосы, кондаки, седальны, относящиеся к празднику и вмц. Екатерине. Они все есть в Минее. Лишь стоит обратить внимание, что некоторые из них будут располагаться не после 3-й песни канона, а после 6-й.
После малой ектении, положенной после 6-й песни читается уже блок, посвященный воскресному дню: кондак и икос на глас 1-й.
После 9-й песни, после «Свят Господь Бог наш» читается ексапостиларий по номеру читаемого Евангелие, то есть 4-й.
Воскресные утренние Евангелии, ексапостиларии и евангельские стихиры, которые всегда идут под одним номером (если читалось 4-е Евангелие, то соответственно положены 4-й ексапостиларий и 4-я стихира), находятся в приложении к Октоиху.
После читаются светильны Вмц. и праздника, которые находятся в Минее после 9-й песни.

Заключительный блок изменяемых песнопений утрени – стихиры на «Хвалитех». Сначала следуют воскресные на глас Недели, т.е. глас 1-й. Затем – стихиры Вмц. на гласы 4-й и 2-й. В указаниях есть пометка «со славником и припевами своими», но в Минее особых припевов нет, поэтому поем обычные запевы на Хвалитех.
После «Слава» поется стихира евангельская 4-я (см. выше) и неизменяемое песнопение воскресного всенощного – «Преблагословенна еси Богородице Дево» на глас 2-й.
После Великого славословия поется тропарь воскресный «Днесь спасения», поскольку у нас главенствующая служба – Воскресение.
Всего существует два воскресных тропаря, поемых на утрене: «Днесь спасения» (на нечетные гласы) и «Воскрес из гроба» (на четные гласы). 

Как видим, чтобы подготовиться к службе, относящейся к годовой части действия Октоиха, из книг нам нужны только Богослужебные указания, Октоих и Минея. Так можно готовить службы до момента, когда нам первый раз понадобится постная Триодь.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen