Mittwoch, 3. Dezember 2014

Стихиры на Введение Богородицы

Сегодня предпразднство праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. И сегодня же вечером будет уже совершаться всенощное бдение самого праздника Введения.
Помимо прочих, наверное, более известных по тексту молящимся (видимо, потому что они чаще всего повторяются) песнопений, поются стихиры. Тексты стихир на каждой службе разные (поэтому они именуются изменяемые песнопения), но именно в этих текстах содержится основной смысл празднуемого события, именно из них мы узнаем, что и почему мы празднуем.
Надо признаться, что эти тексты часто проходят мимо наших умов, также и мимо умов поющих их. Часто поются они быстро, что на самой службе разобрать текст (а он ведь еще и церковнославянский) бывает очень проблематично. Но если найти свободные несколько минут и просто прочитать эти тексты, попробовать понять их, какая радость вселяется в сердце и, может быть, даже дает большее ощущение празднуемого события, чем просто стояние в храме без понимания умом и сердцем (ни в коем случае не хочу сказать, что посещение храма надо заменять чтением текстов, а лишь дополнительно для блага своего же).

Вот некоторые из стихир Введения.
Стихиры на малой вечерни (она у нас обычно не совершается). Первая стихира повествует собственно о самом празднике: Ту, Которую Иоаким и Анна родили по Слову Господа, сегодня вводится в храм, благословляемая Захарием.
Это вторая стихира: «Святая Святых со святых обитати достойно введеся, яко благоприятна жертва. И сию девы, добродетельми благоукрашаемы, впереди свещеносяще, приведоша Господу, якоже сосуд священнейший». Божия Матерь именуется здесь Святая Святых, которая приводится в место храма, куда никто не имел право входить, кроме священника, именуемое также Святая Святых. И Она как жертва Богу, думается в том смысле, что Она вся была для Него, вся жила для Него, Она – наичистейший священнейший сосуд для Господа, Который из Нее родится.  Упоминаются в стихире и девы, которые несли свечи перед Богородицей. А в другой стихире прослеживается удивительная связь этих свечей, носимых отроковицами со Светом мира, с Солнцем правды Иисусом Христом, который пришел в мир благодаря Божией Матери: «Отроковицы радующееся и свещы имуще, свещи днесь предходят разумней: и вводят Сию во святая святых священно, проявляюще хотяшую зарю неизреченно из Нея возсияти и просветити во тьме седящия неведения, духом». Зарей именуется здесь Христос, Который желал прийти в мир, чтобы светом своим (в духовном смысле) просветить нас во тьме этого мира находящихся, нас темных от грехов светом Своим очистить. Это уже стихира на великой вечерне на «Господи воззвах».
В иной стихире упоминается, что через Богородицу мы примиряемся с Господом. Она – нашлась такая одна чистая на земле, которая оказалась достойной принять и родить Самого Господа для спасения мира. Потому что, чтобы спасти мир, чтобы принести каждому благую весть о вечности и спасении души, Господу нужно было обязательно прийти в мир, приняв человеческую плоть. И вот через Богородицу это стало возможным. Тогда, когда происходило празднуемое событие, она же была еще девочкой, младенцем, но уже тогда являлась приготовляемым сосудом для Господа. Она также именуется кивотом в текстах стихир: «… и чтущее Того (Господа) священную сень, одушевленный кивот, невместимое слово вместившую…» - 1я стихира на «Господи воззвах».  Именуется Она в других стихирах: «божественный Престол», «светозарное Обитилище». Скинией также называется Она.
И вот снова параллель: на паремиях читается Исход, когда повелел Господь Моисею создать скинию, а в ней святая святых – жертвенник. С одной стороны, воспоминается то, как Господь заповедал соорудить место для Него, где Ему приносить жертвы, молиться. С другой стороны, в духовном смысле Божия Матерь – это чистейшая святая жертва для Господа, для Его Боговоплощения на земле.
На стихирах на литии упоминается царь Давид, который также радуется в этот день, поскольку исполнилось пророчество. Всегда, всегда в текстах служб прослеживается связь нового и ветхого заветов. 
2я стихира на литии: «Днесь боговместимый храм Богородица в храм Господень приводится…» - Богородица, которая храм Божий вводится в храм Господа. Ангельский лик радуется, и мы также с ними со всеми радуемся и с архангелом Гавририлом возопиим (он ведь принес Богородице благую весть о зачатии от Духа Святого, он приносил ей пищу): «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Каждая стихира достойна внимания, в каждой что-то особое сказано, что понять можно часто лишь сердцем и трудно вот так взять и описать. Это также трудно, как объяснить все, что от Господа, что свыше человеческого понимания. Часто в стихирах, посвященных Богородице, упоминается «неизреченно рождшую», т.е. рождество Господа которой словами не разъяснить, человеческим умом не понять.
При личном прочтении и проникновении каждой стихиры, каждый может ощутить ее понимание через ум и сердце.
Именно в этот праздник на утрене на каноне начинают петь катавасию (ирмосы канона Рождества Христова) «Христос Раждается». Тем самым мы готовимся к празднику Рождества Христова, как тогда Богородица была введена в храм и уже было уготовано родить Ей Господа, вместить Его. Также и мы можем сейчас через данный нам пост приготовить тела наши (храмы Божии) и души к грядущему светлому празднику.


Мы, почитающие этот праздник, вспоминающие это событие, понимая, что празднуем, мы в этот день, радуемся вместе с Ангелами, Иоакимом и Анной, веселимся с Захарием, мы становимся причастными миру небесному, мы надеемся на наше спасение, ставшее возможным через Деву Богородицу. 

С праздником Введения во храм Богородицы!


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen