Dienstag, 3. Februar 2015

Литургика. Лекция 13: литургия, часть 2

ЛЕКЦИЯ 13: ЛИТУРГИЯ. ЧАСТЬ 2

Сразу после 2-го антифона поется тропарь «Единородный Сыне», затем следует малая ектения и поется 3-й антифон, во время которого совершается малый вход с Евангелием.
В настоящий момент малый вход имеет лишь символическое значение. Ранее же, когда Евангелие не держали в храме, каждый раз во время малого входа Оно торжественно вносилось в алтарь.
Поется входный стих «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. / Спаси ны, Сыне Божий, / Воскресый из мертвых, поющия Ти, / аллилуиа». Таков текст стиха на воскресной литургии.
Общая неизменяемая часть стиха: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуйя». После слов «Сыне Божий» всегда следует изменяемая, соответствующая дню или празднику вставка. Эта вставка собственно в Типиконе нигде не оговаривается, это устная традиция. Можно сказать, что эта вставка берется из антифонов: в будничных и праздничных антифонах есть слова, из которых может быть заимствована эта вставка. Самая распространенная вставка — это "во святых дивен Сый", она употребляется в седмичные и субботние дни, когда нет Господского и Богородичного праздника; на Богородичные праздники и в дни попразднства — "молитвами Богородицы". На Господские праздники и в дни попразднства есть свои собственные изменяемые части, которые берутся из 2-го праздничного антифона. К примеру, на Рождество – «Рождейся от Девы».
На практике в Господские праздники (или иными словами тогда, когда поются праздничные антифоны), «Приидите, поклонимся» не поется, а возглашается дьяконом (священником). Но так происходит только в день праздника, в дни попразднства «Приидите, поклонимся» уже поет, как обычно, хор с соответствующей изменяемой частью. Возглашается также еще на два праздника, не имеющих праздничных антифонов – это Сретение Господне и Духов день. На Сретение поются антифоны изобразительные, как на Богородичный праздник, но возглашается входный стих, как на Господский праздник, т.е. «Приидите, поклонимся» не поется. Это говорит о двойной сущности праздника Сретения. Часто люди спорят, Господский или Богородичный это праздник. Но такие споры ни к чему не приводят. Сретение как раз в этой части проявляет свое двойное значение, в нем неразделимы Господская и Богородичная темы.
Отдельный вопрос, что петь в дни празднования в честь икон Богородицы. С одной стороны, такие дни не являются Богородичными праздниками в полном смысле этого слова, и положено петь «во святых дивен Сый», но на практике допускается петь «молитвами Богородицы».


Тропари и кондаки.
Количество тропарей и кондаков, поемых на литургии, по Уставу должно быть одинаковым. На практике кондаки часто сокращают.
Пение тропарей и кондаков разделяется пением «Слава» и «И ныне».
Каким образом они распределяются перед и после «Слава» решается в каждом конкретном храме с одним условием соблюдения иерархии, то есть сначала поются Господские, Богородице и т.д.
После «И ныне» не может быть пения святому, а всегда Господу либо Богородице. Чаще всего поют кондаки «Предстательство христиан непостыдное» либо «Не имамы иныя помощи». В период попразднства поется кондак праздника.
Самая простая структура этой части литургии в двунадесятые праздники: тропарь, «Слава» и «И ныне» кондак.
В этой же части до «И ныне» поется и тропарь храма, то есть тропарь святого, в честь которого освящен храм. Если храм Господский (к примеру, Рождества Христова, Сретения Господня и т.д.) тропарь и кондак храма не поются вообще на литургиях, посвященных Господскому празднику: в воскресные дни, в среду и пятницу на вседневных (будничных) службах, в предпразднства и попразднства Владычных двунадесятых праздников. Аналогично для храма Богородицы. Также, если храм посвящен Ангелам (Архангелам), напр. Храм Архангела Михаила – тропарь и кондак не поется в понедельник, поскольку этот день посвящен небесным Силам; в храме Иоанна Предтечи не поется во вторник и т.д. по всем дням в соответствии с тем, кому посвящен день седмицы (см. предыдущие лекции).
Если в храме несколько престолов, то тропарь поется только тому, в честь кого освящен главный престол (согласно ему именуется храм). Когда же служба совершается в другом алтаре, тогда мы будем иметь два храмовых тропаря и кондака: того престола, на котором совершается служба, и того, по имени которого называется храм. На практике часто поют только один тропарь, святому, в честь которого освящен придел.

Подробный устав о тропарях и кондаках изложен в главе 52 Типикона.

Трисвятое.
Трисвятое поется на литургиях чаще всего, но в некоторые службы оно заменяется на иное песнопение.
«Елицы во Христа креститеся» поется на Пасху и в течение всей светлой седмицы, а также на Рождество Христово, Богоявление, Пятидесятницу, Лазареву и Великую субботы. Это связано с тем, что исторически в эти дни люди крестились.
«Кресту Твоему поклояемся, Владыко» поется на Крестовоздвижение и на воскресной литургии Крестопоклонной недели Великого поста (3-е воскресенье). В день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня поется «Трисвятое».

Чтение Священного Писания.
Эта часть литургии оглашенных состоит из чтения Апостола и Евангелия.
Перед чтением Апостола следует Прокимен. Прокимен всегда предваряет чтение Священного Писания за исключением вечерни, когда поется прокимен дня. На вечерне после прокимена следуют паримии, которые могут опускаться. Необходимо заранее посмотреть положенный прокимен, чтобы быть готовым и не было паузы между произнесением его чтецом и пением хора.
На практике бывают случаи, когда чтец ошибается и произносит не тот прокимен. В таком случае хор обязательно должен повторить текст, произнесенный чтецом, даже если это был неверный прокимен. Регенту лучше заранее обговорить с чтецом, какие будут прокимны.

В храме мы слышим, что сразу после чтения и пения прокимна следует «Аллилуия». Это уже относится к Евангелию, предваряет чтение Евангелия (аналогично, как и на вечерней службе).
По непонятным причинам «Аллилуиа» во многих храмах поют особым, торжественным напевом, хотя эта часть службы не является особым важным моментом. В идеале «Аллилуиа» следует петь на глас, на который положено, аналогично прокимну. Ведь для прокимна правило гласа соблюдается. «Аллилуиа» не исключение.
После аллилуиария читается Евангелие. По Уставу после чтения Евангелия должна следовать проповедь. Приближается конец литургии оглашенных, которые должны будут покинуть храм, но для них необходимо провести назидательную работу. В настоящее время редко где можно услышать проповедь после Евангелия, возможно и потому, что и оглашенных в храме нет либо они есть, но никто не знает, и они не выходят из храма. Хотя по сути оглашенным вполне может считаться и крещенный человек, но не посещающий храм. Как ни печально, но таких людей в нашей стране много.

После Евангелия следует сугубая ектения. Помним, что в данном случае она начинается необычно, со слов «Рцем вси от всея души» и сугубая молитва (троекратное «Господи, помилуй») следует только после 3-го прошения священника.
После может совершаться ектения заупокойная. В воскресные дни она может опускаться и особенно не должна совершаться на Господские праздники. На практике часто наоборот. Ектения совершается в воскресные дни и опускается в будние.
Завершающим этапом литургии оглашенных является молитва об оглашенных, по завершении которой (слова священника «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии изыдите, елицы оглашеннии изыдите») в храме не должны присутствовать некрещенные люди.

Источники:
- Лекции О.В. Мартынова;
- «Литургика», М.С. Красовицкая (http://lib.eparhia-saratov.ru).


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen