Freitag, 27. Februar 2015

Литургика. Лекция 15: особенности служб Великого поста, часть 1

ЛЕКЦИЯ 15: ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧАСТЬ 1


Пост перед праздником Пасхи исторически являлся первым и единственным постом. Целью его была подготовка оглашенных к крещению. Затем стали поститься и верные, позже пост был введен как обязательное время воздержание перед Пасхой.
Затем на основании первого поста, получившего наименование «великий» (поскольку этот пост является самым строгим и самым главным, ведь установлен перед основным церковным праздником Воскресения Христова), появился рождественский пост (об этом см. лекции рождественских богослужений).

Рассмотрим некоторые особенности служб, предшествующих великому посту, которые содержат некоторые изменения.
О скором наступлении великого поста свидетельствует наличие в богослужебных указаниях пения стихир по Триоди постной. Начинаются такие песнопения за 3 недели (календарных) до начала поста, которые включаются в себя 4 подготовительные недели (день седмицы):
Неделя о мытаре и фарисее;
Неделя о блудном сыне;
Неделя о Страшнем суде (мясопустная)
Воспоминание Адамова изгнания (неделя сыропустная).
Великий пост начинается всегда в понедельник, а заканчивается в пятницу, плюс Лазарева суббота и праздник Вход Господень в Иерусалим. Страстная седмица (последняя неделя перед Пасхой) литургически не входит в Великий пост, хотя пост не только продолжается, но становится более строгим по причине воспоминаний предательства Христа и Страстей Христовых, Его распятия и телесной смерти.

Перед неделей о мытаре и фарисее всегда читается Евангельское чтение о Закхее. Триодь в этот период еще не действует, но данный день предупреждает нас о том, что скоро начнется особый период церковного года.

Наименование книги «Триодь» означает «трипеснец», поскольку она включает в себя трипеснцы (каноны, состоящие не из 9ти, а из 3х песен).  

Если мы откроем постную Триодь, то увидим, что она начинается с недели о мытаре и фарисее. Тексты построены так же, как в Октоихе с субботы вечера (начало церковного воскресного дня – первого дня седмицы). Но, начиная с 1-го дня Великого поста тексты дней расписаны не как в Октоихе (с вечера), а как нам привычнее – с календарного начала недели – с понедельника, а не с воскресенья.
 Начиная с недели о мытаре и фарисее по воскресеньям оставляется Минея, и тексты Октоиха начинают сочетаться с текстами Триоди постной. Исключением являются дни памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления.
Смысл стихир Триоди наполнен соответствующим смыслом подготовительной недели. Для наглядного примера, посмотрим богослужебные указания на неделю о мытаре и фарисее 2015 года (19.01/01.02, глас 1). На «Господи воззвах» видим сочетание стихир Октоиха и Триоди, после «Слава» также стихира Триоди (вместо Минеи), на «И ныне» ничего не меняется, поется Догматик гласа седмицы.
Текст 1-й стихиры Триоди: «Не помолимся фарисейски, братие: / ибо возносяй себе смирится. / Смирим себе пред Богом, / мытарски пощением зовуще: / очисти ны Боже, грешныя».

Таким же образом Минея заменяется на стихирах «на стиховне», «на Хвалитех», иными словами, везде вместо текстов Минеи поются/читаются положенные тексты Триоди.
На каноне также прибавляется канон Триоди с припевом по традиции «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Также можно отметить, что после 6-й песни канона поется не воскресный кондак, а кондак Триоди, а положенная евангельская стихира передвинута на место «перед 1-м часом», поскольку ее обычное место «на Хвалитех» заняла стихира Триоди.

Следующее новшество воскресной службы в период начала действия Триоди – это песнопение, настраивающее души на приближение Великого поста, призыв к покаянию, именуемое «Покаяния отверзи ми двери», которое поется после чтения 50-го псалма на утрени. В указаниях мы видим ««Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Бо́же…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества соде́янных…»». По сути эти стихиры могут исполняться на 6-й глас, на практике же часто используют авторские песнопения, поэтому весь этот блок от «Слава» до «Множества содеянных» называют обычно «Покаяния отверзи ми двери» и люди понимают, что речь идет не только об одной этой стихире.
Наверное, самым распространенным способом исполнения является либо петь просто на 6-й глас, либо обиходным напевом в обработке Д. Бортнянского. Очень умилительно, на мой взгляд,  написал П.Г. Чесноков, но на песнопения этого автора может дерзнуть уже достаточно уверенный, хорошо спетый состав.
Данное песнопение поется в период с Недели о мытаре и фарисее и по воскресениям в течение 40 дней поста, последний раз перед праздником Вход Господень в Иерусалим. То есть в сам праздник оно не поется и на следующей за ним страстной седмице также не поется поскольку там уже Пасха.

Еще одно изменения в гимнографии воскресной службы – это песнопение «На реках Вавилонских», которое является 136 псалмом Псалтири и присоединяется к двум постоянным псалмам на Полиелее (134 и 135). Это песнопение поется не с первой, а лишь со второй подготовительной недели – Недели о блудном сыне и заканчивается в последнее воскресение перед началом поста – Воспоминание Адамова изгнания (неделя сыропустная).

Источники:
- Лекции О.В. Мартынова;
- Литургика, Красовицкая М.С.


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen