Dienstag, 17. Februar 2015

Неделя о страшнем суде, сырная седмица (масленица)

Наступила последняя подготовительная неделя перед Великим постом – Неделя мясопустная, о страшном суде. С понедельника же начинается сырная седмица. Все указанные названия соответствуют богослужебным книгам и православному календарю. 
Сырная седмица именуется также масленица, но такое название не встречается в постной Триоди, по которой совершаются богослужения, начиная с первой недели подготовки к великому посту - недели о мытаре и фарисее. Там есть только наименование «сырная», а также прямо указано о вкушении в эту неделю на трапезе сыра и яиц. Мясо в последнюю неделю перед постом не едят.
Задалась я вопросом, откуда пошло название «масленица» и, собственно, почему традиционно пекут именно блины?
Известно, конечно, что корни растут из языческих обрядах наших предков, еще до того, как произошло крещение Руси. Тогда в эту неделю совершались гуляния, хождение друг другу в гости, угощение блинами и прочим, а также сжигание чучел (на меня один вид этих чучел наводит ужас). Вопрос же меня интересует именно с той стороны, почему сейчас приветствуются эти масленичные гуляния и не всегда представители церкви высказывается сильно против. Ведь это по сути противоречит тому, что пытаются донести до нас тексты богослужений последней недели перед Великим постом. 
Если поразмыслить, то что такое последняя неделя перед постом, именуемая неделя о страшнем суде? 


Это ведь время последней подготовки души и тела к грядущему посту. С точки зрения духовной, мы должны помнить о суде, который обязательно совершится при втором пришествии Христа, этого не минует абсолютно никто. С точки зрения тела, уже запрещается вкушать мясо, т.е. организм постепенно приготавливается к воздержанию. С богослужебной точки зрения уже на этой неделе читают молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», а в ней о чем просят: не дать духа праздности в том числе. Также как в среду и пятницу не совершается Божественная литургия. О каких же гуляниях может идти речь?
Конечно, нельзя сказать, что общество наше живет православным духом, оно, наоборот часто использует православную основу и надевает на нее свои какие-то стереотипы, часто языческого духа. Вот также и с масленицей. Бытует мнение, что надо нагуляться, вдоволь насытиться, напиться перед постом по принципу «перед смертью не надышишься», СМИ пишут «надо успеть повеселиться перед постом».
Но разве об этом говорит Церковь? Нет, так было бы неразумно входить в пост и с духовной и с телесной точки зрения. Церковь постепенно вводит нас в этот самый трудный пост из всех существующих.
Помню, года два назад я видела в метро рекламу масла, которую желающие продвинуть товар связали именно с неделей масленицы. Что меня задело? В рекламе был описан каждый день недели и были названы все известные традиционные языческие обряды этого праздника. Но было также указано, что они якобы идут от Церкви. Это меня очень расстроило. Ведь Церковь говорит совершенно об ином.

Если мы посмотрим тексты богослужений сырной седмицы, там нет ни слова о гулянии и излишествах, а только лишь о воздержании, призыву к покаянному плачу, очищении себя грядущим постом, милосердии к нищим, подготовки к Пасхальной встрече с Господом.

Понедельник: «Ласкосердствовавше первую подъяхом наготу, победившеся горьким вкусом, и от Бога изгнани быхом…» - воспоминается изгнание из рая за то самое расслабление и нерадение и желание неги, вкусить запретный плод и не раскаяться после. «…Но возведемся к покаянию…» - теперь нам дается шанс такой, через покаяние вернуться в рай, в Отчий дом. «…И чувства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердца извествующе, не брашны, в ниже не пользовашася ходившии» - призыв к очищению, подготовке к посту, и далее цель, для чего «И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной нощи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер Таинства, и тьму разоряющее неведения светом Его воскресения». Чтобы встретиться с Христом в Пасхальную ночь, с Тем, Кто ради нас пострадал. Какие слова, какое содержание!
И далее вся служба понедельника и других дней пропитана покаянным, очистительным, подготовительным к посту смыслом.

И вот еще сказано в песни 9й трипеснца на утрени: "Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством: но в чистоте помышлений усердно внидем, приемше нетления венцы и трудов достойне плоды".


Для полного ознакомления можно почитать полностью текст службы понедельника.

Вторник: «Постом очиститися потщимся, от скверны прегрешений наших, и милостию и человеколюбием к нищим, внити в чертог Жениха Христа, подающаго нам велию милость». Здесь упоминается о милостыне к нищим. Вот их блинчиками вполне можно накормить и оказать любую иную милость.
Текст службы вторника.

Среда: «Радостно приимем верни богодохновенное завещание поста, якоже прежде ниневитяне: и паки, блудницы и мытари: яже покаяния проповедь от Иоанна есть. Воздержанием уготовимся к преселению в Сион, Владычняго священнодейства. Слезами предочистимся в нем божественнаго умовения. Помолимся видети образныя зде Пасхи совершение, и истинныя явление. Уготовимся на поклонение Креста, и Воскресения Христа Бога, вопиюще к Нему: не посрами нас от чаяния нашего Человеколюбче».
Текст службы среды.

Четверг, красивая стихира, в которой упоминается о весне постной, пост для обновления души и тела: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себе братие, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: слава Тебе, Едине Человеколюбче».
Текст службы четверга.

Пятница, упоминание крестной смерти Господа, воспоминание о которой должны привести нас к воздержанию: «Господень Крест, неуклонно кланяющимся ему, всякия сласти брозда есть, и закон воздержания: ибо непрестанно взирающии на Пригвожденного на нем, распинают плоть со стратьми и похотьми. От нихже и мы быти потщимся, постом чистым присвоимся, человеколюбно нам присвоившемуся страстию и Своего безстрастия естество подавшему, имущему велию милость».
Текст службы пятницы.

Службы уже этой еще не великопостной недели имеют покаянный смысл.

Чем хочется заключить. Нет, конечно, ничего ужасного в том, чтобы печь блины на масленицу или ходить в гости. Плохо, что это все пропагандируется в развращенном виде каких-то гулянок и пьянок, а не наоборот, что даны эти дни для того, чтобы попросить друг у друга прощения, может накормить, по возможности, нищих и голодных, хорошо мирно посидеть с родными за столом и испросить у Господа благословение на подвиг поста.   

А лучше всего об этом пишут священники:

прот. Димитрий Моисеев (сайт http://www.pravoslavie.ru):
«Сжигание чучела масленицы, залезание на столб – это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют».
«Празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица (масленица) проходит между неделями (воскресеньями) о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью».
«На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному».

прот. Артемий Владимиров (сайт http://www.pravoslavie.ru):
«Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице».

«Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию!».

Прот. Димитрий Мерцев (сайт http://www.pravoslavie.ru):
«Несмотря на то, что в наше время масленица – уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет».
«Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу».

«В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь». 

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen