Montag, 16. Februar 2015

Литургика. Лекция 14: литургия, часть 3

ЛЕКЦИЯ 14: ЛИТУРГИЯ. ЧАСТЬ 3


Литургия верных.
После возгласа «Оглашенные изыдите…» в храме могут присутствовать только крещенные и не запрещенные (на которых наложена епитимия) люди, поскольку начинается литургия верных. Именно в этой части литургии будет совершаться самое главное Таинство Евхаристии – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Вначале следует ектения, сокращенная по тексту, в рамках которой совершаются две молитвы о верных.
По окончании хор поет Херувимскую песнь.
Во время пения Херувимской, точнее в промежутке между ее первой (слова в конце «всякое ныне отложим попечение») и  заключительной частями (начальные слова «Яко да Царя..»), священник переносит вещества, приготовленные для Евхаристии с жертвенника (из алтаря) на престол (в алтарь), проходя по солее из левых дверей в центральные (Великий вход). В настоящий момент у Великого входа, как и у малого осталось лишь символическое значение. Ранее же, когда вещества приготавливались вне алтаря, великим входом священнослужители вносили их в алтарь. Сейчас фактически переносятся из алтаря в алтарь. С момента поставления веществ на антиминс священник уже не имеет права покидать алтарь.
Во время пения Херувимской священник в алтаре произносит молитву Херувимской песни, также произносят с дьяконом иные необходимые слова, в том числе повторяют херувимскую песнь.
Гимнографически Херувимская песнь является тропарем. Ранее (до 2-й пол. XVII – нач. XVII веков) современный текст Херувимской являлся припевом к 21 (?) псалму, и исполнялись соответственно стихи псалма. На формирование Херувимской в современном виде оказали канты. Если посмотреть большинство Херувимских, они построены так, что на каждую часть песни («Иже Херувимы тайно образующе…», «Всякое ныне …» и «Яко да Царя…») приходится одна и та же мелодия. Позже стали появляться авторские Херувимские, когда пение «Яко да Царя» исполнялось иной мелодией, чем первые два «куплета», громче и в более быстром темпе, на что оказал влияние композитор Д. Бортнянский, которым написано немалое число Херувимских. Самая известная из них, это Херувимская под номером 7.
Наиболее часто исполняемыми в храмах Херувимскими являются:

После Великого входа и окончания Херувимской следует просительная ектения. Между 1-й и 2-й просительной ектенией происходит как раз самое главное – Евхаристический канон. В обиходе называемое – пение Милость мира. Именно в этой части, а именно евхаристической молитвы священника, совершаемой в алтаре, основное отличие литургии Иоанна Златоуста от литургии Василия Великого. На литургии Преждеосвященных даров Евхаристический канон отсутствует, поскольку используется уже ранее освященные на иной литургии Дары.
 До начала главного действа совершается еще несколько молитв и совместное пение Символа веры. Перед ним дьякон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». То есть никто не дерзает приступать к священным Таинам, имея какую злобу или обиду на ближнего своего. По словам Христа «если ты принесешь дар твой жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-то против себя, оставь там дар свой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим,  и тогда приди и принеси дар твой. (Мф, 5: 23-24). Не будет человеку должной пользы, если он приступит к Причащению, имея обиду на ближнего своего, не простив ему.
В плане гимнографическом следует очень осторожно выбирать распевы Милости мира, так, что излишняя музыкальность не мешала бы главному действию. Однако, в церковном репертуаре написано множество нот на Милость мира, и они успешно исполняются в храмах. Но здесь уместна простота. Для литургии Василия Великого необходимо выбирать более долгую Милость мира, поскольку молитвы священника в алтаре более длительные. Очень замечательно подходит для этой литургии Милость мира специально написанная для литургии Василия Великого.
Самое основное происходит во время (по окончании) пения «Тебе поем», когда приготовленные хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа. Посему и положен в этот момент земной поклон. Печально, но, видимо, не все, посещающие храм, осведомлены об этом и делают земной поклон во время возгласа «Святая святым».  
На эту тему хотелось бы дать ссылочку на книгу святителя Игнатия Брянчанинова «Приношения современному монашеству». Не стоит пугаться, она полезна не только монахам, в частности, в ней в самом начале указаны правила поведения в храме, в том числе и для чтецов и певчих и тех, кто читает Апостол: Правила поведения вхраме.
После Милости мира поется песнь Богородице «Достойно есть» на литургии Иоанна Златоуста и «О Тебе радуется» – на литургии Василия Великого. Либо поется Задостойник, когда это положено по уставу (на двунадесятые праздники). Задостойник по сути является ирмосом 9-й песни канона, исполняемой на утрени.

Есть замечательный сборник простых задостойников Н. Рютова. Так же, как вариант для регентов, если двунадесятый праздник застал врасплох и не успели подготовиться, задостойники хорошо ложатся на напевы подобнов, например, «Егда от древа» или «Небесных чинов». 
Во время этого пения священник читает евхаристические молитвы, также поминает положенных святых (Иоанна Предтечу, апостолов и иных) и усопших, кого сам хочет. По окончании поминовения хор поет «И всех и вся».
После поминает живых, и следует указанная ранее 2-я просительная ектения.
Далее, после молитвы священника перед святым Причащением народ поет «Отче наш», затем следуют молитвы главопреклонения и причастный стих. Самый известный, который положен в воскресенье, это «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». По уставу именно пением причастного стиха должно сопровождаться причащение. Однако, на практике прижилось пение «Тело Христово примите…», которое является причастным стихом Пасхи, на саму же Пасху у нас обычно поют «Христос воскресе».
После этого и перед причащением в храмах обычно бывает некая пауза. Такая «задержка» связана с тем, что священнику необходимо Дары поделить на количество людей, которые будут причащаться, что занимает немало времени.
Часто в храмах в это время либо читают молитвы к причащению, либо хор поет какое-либо песнопение. К сожалению, прижилось пение так называемых концертов, песнопений, которые по своему музыкальному исполнению пусть даже с духовным текстом никак не вписываются в рамки церкви, священнодействий, не настраивают на покаяние и на трепет, который должен быть в умах и сердцах людей, собирающихся приступать к Христовым Тайнам. Во время существования Священного Синода такие концерты были им запрещены, одна все равно исполнялись.
«Концерты» появились в результате того, что итальянские композиторы на заказ писали музыку для богослужебных песнопений. С музыкальной точки зрения в них нет ничего плохого, они красивы и замечательно могут усладить слух там, где собрались для прослушивания музыки. Но в храме люди собираются для других целей, не для прослушивания церковных песнопений. Пение играет роль помощи в молитве, оно должно способствовать молитве. Поэтому такие «концерты» в церкви все же неуместны, поскольку не соответствуют духу церкви и уставным традициям.
Я встречала, что в храмах пауза перед причащением заполнялась чтением жития святых, память который празднуется в этот день, что весьма полезно. Было заметно, что в храме становилось тише, поскольку люди слушали жития. Но это уместно, видимо, только там, где один священник, которому приходится исповедовать людей во время этой паузы, поскольку он один, а желающих причаститься много. За короткую паузу, конечно, прочесть житие полностью не получится.
Однако, исходя из целей литургии пауза перед причастием не уместна.
Хорошо заполнить эту паузу пением стихир, которые были «опущены» накануне вечером или не пелись вообще (если допустим, не было вечером службы, и совершается только литургия – такое тоже бывает).

Заключительная часть литургии – причащение и благодарение.
Хор поет «Аллилуиа», «Видехом Свет истинный…», которые в большую часть годового круга богослужений являются неизменяемыми песнопениями литургии. Они заменяются на иные, начиная с Великого четверга и до Пятидесятницы.

После следуют все неизменяемые заключительные песнопения и отпуст.

   Если литургия святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого в целом имеют одинаковую структуру, разница состоит в Евхаристической молитве, пении "Достойно есть" или "О Тебе радуется", то литургия Преждеосвященных Даров имеет совсем иную последовательность. 
   Из названия литургии уже следует, что на ней отсутствует претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, поскольку используются Святые Дары с прошлой полной литургии, соответственно не читаются и не поются молитвы и песнопения, связанные с освящением Даров, так же как и не совершается проскомидия, поскольку эта часть литургии служит для приготовления вещества для освящения. 
   ЛПД всегда соединяется с вечерней. По уставу ее положено совершать в вечернее время, но на практике это происходит в редких случаях (например, в Сретенском монастыре совершают ЛПД вечером). 
   Подробно последование ЛПД представлено здесь


   Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого также могут совершаться в соединении с вечерней (один из примеров рассматривался в лекциях о рождественской службе). Всего в году такие литургии совершаются в Навечерие Рождества и Богоявления, в Великую Субботу, на Благовещение и храмовые праздники в будние дни Великого поста.

Источники:
- Лекции О.В. Мартынова



Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen