Mittwoch, 11. März 2015

Литургика. Лекция 16: особенности служб Великого поста, часть 2

ЛЕКЦИЯ 16: ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧАСТЬ 2


В прошлой лекции было рассмотрено, какие общие изменения вносит Триодь в воскресное всенощное бдение в той части, что появляются неизменяемые песнопения на определенный период действия постной Триоди («Покаяния отверзи ми двери») и на небольшой промежуток – 3 воскресенья до начала поста («На реках Вавилонских»).
Попробуем теперь немного подробнее, на конкретном примере, разобрать что же происходит с изменяемыми песнопениями воскресного всенощного бдения с начала действия Триоди.
Минея у нас в эти дни отменяется вообще. Исключение составляют службы, когда празднику либо святому в Минеи положено совершать Всенощное бдение. Тогда на службе используются Октоих, Минея и Триодь одновременно. В 2015 году хорошим примером такой службы стал праздник Сретения Господня.
Посмотрим богослужебные указания этого дня. Видим, что стихир на «Господи, воззвах» поется, как обычно, 10, но они берутся из 3-х книг: 3 воскресных из Октоиха, 4 – недели о Страшном Суде из Триоди и 3 – праздника Сретения из Минеи. На «Славу» поется стихира Триоди, а на «И ныне» не положено петь догматик гласа, а поется песнопение праздника.
Еще одна особенность праздника Сретения состоит в том, что не смотря на то, что вспоминаем мы в этот день Сретение Господне, этот праздник является не Господским, а сочетает в себе обе темы: Господскую и Богородичную. Об этом говорит и порядок службы данного праздника, который также сочетает в себе оба элемента. И действительно, согласно Уставу, если Господский праздник попадает на воскресенье, то он отменяет сам праздник Воскресения, который также является Господским. В случае с праздником Сретения воскресные песнопения не отменяются, потому что праздник не является только Господским.
Посмотрим еще в указаниях, что положено на 9-й песни канона на утрени. Написано, что поем «Честнейшую», а припевы праздника не поются. Это связано с тем, что Сретение выпало на воскресенье. В любой другой день положено петь припевы праздника (указание об этом есть в главе 20 Типикона). Подробно о празднике Сретения указано в главе 48 Типикона, месяц февраль.

Отметим еще несколько особенностей Триоди.
Триодь в большинстве своем не содержит тропарей, а только кондаки. Поскольку на «Бог Господь» положено петь тропарь, а Триодь его не содержит, поется воскресный тропарь, и по его гласу поется уже Богородичен. По этой причине в великопостный период будут пропеты все те Богородичны на «редкие» гласы, например 7-й, 5-й, поскольку они будут следовать за воскресным гласом, который меняется каждую неделю на следующий.  
Кондак Триоди становится важнее воскресного, его положено петь после 6-й песни канона и читать на Часах.
Триодь приписывает положенную катавасию. На литургии может быть особый прокимен, взятый из Триоди.

Посмотрим на конкретном примере воскресную службу периода действия Триоди. Возьмем грядущее воскресенье Крестопоклонной недели (2/15 марта). Смотрим вариант А. Крестопоклонная неделя. Глас 7-й.
Значит нам нужен Октоих 7-го гласа (в субботу на велицей вечерни) и Триодь постная в месте, где значится крестопоклонная неделя (в субботу вечера).
На «Господи, воззвах» стихир поется 6 Октоиха и 4 Триоди, после «Слава» Триоди, после «И ныне» ничего не меняется – поется догматик гласа недели. На стиховне так же, как в случае с Минеей поются стихиры воскресные до «Слава», затем из Триоди.
По Трисвятом также вместо тропаря, который пелся бы из Минеи, поется из Триоди.
На утрене на «Бог Господь» видим исключение из выше описанного о том, что тропарь Триоди отсутствует. Тропарь Кресту есть, и здесь также ничего не меняется, на месте тропаря Минеи поется тропарь Триоди. Если бы тропаря не было, то сразу после воскресного тропаря пели бы «Слава и Ныне» и Богородичен гласа воскресного. Тропари также были на предыдущих неделях: Григория Паламы, Торжества православия. А вот на подготовительных неделях Великого поста они отсутствовали. Например, посмотрим неделю о Страшном Суде.
По чтении кафизм следует седален воскресный. Триодь ничего не вносит.
Полиелей также не меняется, кроме стихир по 50-м псалме «Покаяния отверзи…».
Каноны совмещаются воскресный с Триоди. Припев к канонам Триоди на практике обычно «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». 
   Типикон предусматривает случаи, когда в период действия постной Триоди, она все же отчасти вытесняется текстами Минеи. Например,  если выпадает на воскресенье (неделю) храмовый праздник, то в состав всенощного бдения включаются также тексты Минеи соответствующего праздника или святого, в честь которого освящен престол. Здесь, правда, все зависит от того, на какой именно недели Великого поста он выпал. Об этом в Типиконе можно посмотреть Храмовые главы (гл. 37, 38 и др.). 
Далее Триодь дает нам указание на катавасию, в данном случае «Божественнейший прообрази…». В самой Триоди указание на нужную катавасию мы увидим после 1-й песни канона.
По 6-й песни канона положен, как упоминалось, кондак Триоди, а не воскресный. «Честнейшая» на 9-й песни у нас остается на месте. На «Хвалитех» сочетаются также стихиры Октоиха и Триоди. И после «Слава» поется стихира Триоди, а не положенная Евангельская стихира, которая переносится на место «перед 1-м часом».
Вот собственно видно, что в воскресном всенощном бдении тексты Триоди просто заняли место текстов Минеи за редкими особенностями.

Все выше рассмотренное касается воскресных дней Великого поста.
Больше изменений заметно в будничные службы. В будние дни Минея не отменяется, а сами службы представляют особую сложность с точки зрения их последовательности. В Великий пост в будние дни не совершается литургия. Лишь по средам и пятницам, а также на большие праздники положено совершать литургию Преждеосвященных Даров.
Больше о будничных службах в следующих лекциях.
  
Источники:
- Лекции О.В. Мартынова;
- Типикон.



Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen