Donnerstag, 26. März 2015

Прп. Мария Египетская

5-я неделя Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской. А в среду вечером на утрени в 5-ю седмицу поста в храмах читают житие этой преподобной. На этой службе также читается великий покаянный канон Андрея Критского полностью, совмещенный с каноном Марии Египетской.
Но хочется остановиться на житие святой...


Помню, как оно тронуло меня, когда я прочитала его в первый раз, именно в виде диалога Преподобной со старцем Зосимой, как поразила меня вообще эта встреча в пустыне двух святых. И каждый раз, когда слышишь эту историю в храме (или просто читаешь), душу охватывает некий трепет. 
Может быть так близка стала мне эта святая, потому что её жизнь показатель того, какая перемена может произойти в искренне кающемся человеке. И Преподобная это сама очень понимала, себе не приписывала никакого подвига, а считала себя грешницей, ведь Господь действует во всех нас. Как и апостол Павел говорил, что хвалиться может он только немощью своей, а в немощи человеческой сила Господа проявляется (2е Послание к Коринф., гл. 12). 
Но подвиг Преподобной удивляет! С одной стороны, находишь сходство её истории со своей жизнью, в части обращения к Господу, в этом резком повороте всей жизни от греха к праведности (в моем случае - лишь к стремлению к праведности). С другой стороны, именно в части отсутствия этой праведности в себе, такой сильной ревности и такого подвига, какие были у святой, понимаешь свою никчёмность и свою какую-то недостаточность перед Богом (хотя разве можно быть перед Ним 100% достаточным), перед теми милостями, что Он делает в жизни человека. 
И поэтому так душа стремится воззвать к Преподобной: "Преподобная мати Марие, помолись Господу о мне, такой никчёмной и немощной, чтобы хоть чуточку, пусть самую малость, хоть крупиночку возможно было бы сделать того, что сделала ты. Ведь ты смогла, помоги и научи и меня идти к Богу, а не возвращаться к греху". 

17 лет по словам самой Марии она боролась с греховными помыслами, трудно наверное будет и представить, что она тогда испытывала, но она не отчаивалась, а находила в себе силы обращаться к Богу, вспоминала свой обет, данный Пресвятой Богородице, приносила покаяние и тогда получала облегчение. Как бы научится поступать также. Не должны ли и мы так ревновать о подобной жизни?
Нельзя снова не обратиться к богослужебным текстам. Триодь буквально пронизана такими сравнениями нашей жизни с житиями святых. Почему душа не ревнуешь, не стремишься хотя бы к такой праведности, как быстро впадаешь ты в уныние, находя себе оправдания, что сейчас не то время, что на такой подвиг современный человек не способен. Может на подвиг и не способен, но почему бы хотя просто не стремиться. Можно подумать так, что я неспособен и остановиться и ничего не делать, а можно понять, что неспособен и попросить помощи у Господа. Они, святые были такие же люди, как мы, просто они всегда помнили о Боге, и всегда просили у Него помощи, и Господь воздавал им.

Стихиры постной Триоди Преподобной Марии (глас 6, подобен "Все отложше"): 


Тебе убо возбраняше честных взирания,/ скверн прежде привлеченное сквернение:/ твое же чувство, и твоя богомудрая содеянных совесть,/ к лучшим тебе обращение содеяша./ На икону бо воззревши/ благословенныя Богоотроковицы,/ всех покаявшися прегрешений своих/ всехвальная прежних,// в дерзновении честному Древу поклонилася еси. 

Местом поклонившися радостно святым,/ добродетели напутное спасительнейшее,/оттуду прияла еси,/ и зело потекла еси доброе шествие:/ и струю прешедши Иорданскую,/ в жилище Предтечево усердно вселилася еси,/ и страстей свирепство жительством омрачила еси,/ истончавающи в дерзновении,// приснопамятная мати, плотская свойства. 

В пустыню вселившися/ твоих страстей образы от души отъяла еси,/ боговиднейшее изображение в души написавши,/ добродетелей виды: и толико просияла еси,/ яко и водами легко преходити блаженная,/ и от земли взиматися в твоих к Богу молениих:/ и ныне в дерзновении всеславная Марие// Христу предстоящи, молися о душах наших.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen