Montag, 30. März 2015

Литургика. Лекция 19: особенности служб Великого поста, часть 7. Вечерня, литургия Преждеосвященных Даров

ЛЕКЦИЯ 19: ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧАСТЬ 7. ВЕЧЕРНЯ, ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

 

По окончании изобразительных следует вечерня.
Вечерня может совершаться с литургией Преждеосвященных Даров (ЛПД) либо без нее. Вечерня с ЛПД совершается в среду и в пятницу, а также в четверг 5-й седмицы (Мариино стояние – накануне в среду вечером читается Великий покаянный канон полностью). ЛПД может также совершаться в иные дни, если на такие дни выпадает память первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи (24.02/09.03) и память 40-ка Севастийских мучеников (09.03/22.03). (Подробности совершения этих служб указаны в месяцеслове Типикона (глава 48)). К примеру, в 2015 году память обретения главы Иоанна Предтечи выпала на понедельник 3-й седмицы, и в храмах в этот день совершалась ЛПД. Память же мучеников случилась в неделю, т.е. в воскресный день. В воскресный день ЛПД не совершается никогда, поскольку это всегда малая Пасха и требует совершения полной литургии.
На первый взгляд такое последование служб в период великого поста (повечерие, утреня, часы, вечерня, изобразительные, литургия) может вызвать ряд вопросов. Как известно, церковный день начинается с вечерни, а тут у нас на первом месте повечерие, (которое уже по названию должно быть после вечерни), а вечерня практически в самом конце. Спрашивается, куда делась вечерня?
Дело в том, что та вечерня, которая в конце цепочки "повечерие-утреня-часы-изобразительные-литургия", относится уже к следующему дню, соответственно, когда будем готовить службу и искать необходимые стихиры, следует быть внимательным и открыть в Минее нужную дату. Первая же вечерня самого дня, в который совершается ЛПД, была отслужена накануне вечером. 

Вечерня без совершения ЛПД.
Начало обычной вечерни. 103 псалом не поется, а читается. Далее следует кафизма. Если при совершении вечерни в рамках воскресного всенощного бдения, всегда стихословится 1-я кафизма (песнопение «Блажен муж»), то на великопостной вечерне это будет кафизма 18, которая читается. 18-я кафизма представляет собой «песни степеней», 15 псалмов, певшихся на ступенях Иерусалимского храма. В них говорится о Вавилонском плене и возвращении на родину. В духовном смысле эти псалмы отображают восхождение души от греховного плена к Горнему Иерусалиму.
На «Господи воззвах» положено петь 6 стихир. Входа нет. Читаются 2 паримии (из книг Бытия и Притчей Соломоновых) и 2 прокимена из Триоди. «Сподоби Господи» читается, а не поется. Отсутствует сугубая ектения. Читается «Ныне отпущаеши».
После «Трисвятое», «Отче наш» поются особые тропари: «Богородице Дево», «Крестителю Христов», «Молите за ны святии Апостоли» и богородичен «Под Твое благоутробие… Богородице».
Между тропарями должны следовать «Слава» и «И ныне». В часослове «Слава» следует перед «Кретителю Христов», а «И ныне» перед следующим тропарем «Молите за ны…». На практике так и поют. Но такое последование часослова является просто неисправленной по сей день опечаткой, поскольку исходя из сути и смысла устава, «И ныне» всегда следует перед богородичном, в данном случае – это «Под Твое благоутробие…». Но поскольку послушание превыше всего, на практике не рекомендуется, не получив благословения настоятеля, менять последование часослова, пусть даже это будет правильнее.
В конце вечерни читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».
Первый раз подобное последование вечерни встречается уже в период до начала Великого поста, а именно накануне среды и пятницы на сырной седмице (т.е. во вторник и четверг вечером). Тогда же прочтения после «Сподоби Господи» первый раз начинаем петь великопостным напевом просительную ектению, после чего следует пение выше указанных тропарей.

Вечерня с совершением ЛПД.
На «Господи воззвах» положено 10 стихир, среди которых стихира-самогласен. Есть вход с кадилом.
Читается также 2 паримии, но 3 прокимна, один из них, – великий прокимен «Да исправится молитва моя». Стихи этого прокимна пются, а не читаются, как у обычного прокимна, но поются не хором, а священником (что на практике редко). Прокимен поется либо соло либо трио в центре храма, а припевы припеваются всем хором (если кто-то еще остался J). Если хора нет, а всего три человека, допустим, то они сами поют и припевы. Напев можно использовать обиходный (если в книге Прокимнов) либо есть хороший вариант для трио М.А. Гольтисона.
Далее вечерня, не имея отпуста, переходит в ЛПД. Следуют ектении.
Поскольку литургия Преждеосвященных Даров, как следует из названия, предусматривает использование заранее приготовленных Даров, то на ней отсутствует Евхаристический канон.
На ЛПД вместо «Херувимской песни» поется «Ныне силы небесные». Также, как на обычной литургии происходит выход священнослужителей на солею, но остановки не бывает. Выход происходит уже со Святыми Дарами (на обычной литургии они еще не освящены и выносятся приготовленные для этого вещества). Молящиеся в это время находятся в положении земного поклона.
Шествие священников по солее должно сопровождаться тишиною, поэтому пение «Ныне силы небесные» следует плавно прекратить, как только духовенство вышло с Дарами из алтаря.
По возвращении в алтарь и поставлении Даров хор поет окончание «Верою и любовию приступим». После положено 3 поклона с молитвой Ефрема Сирина.
Причастный стих «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» поется на тот же напев, что и «Ныне силы небесные». Впрочем, такая же гимнографическая связь должна быть и на обычной литургии, что на практике часто отсутствует, и причастный стих поется на читке.

Окончание литургии обычное.

Источники:
- Лекции О.В. Мартынова;
-  Богослужебный устав и гимнография, Е.Н. Никулина.

--------------------

В заключении великопостного периода хочется еще отметить гимнографическую особенность периода Великого поста. Как уже упоминалось, многие песнопения, начиная с «Господи помилуй» и заканчивая «Испола эти деспота» поются особым великопостным напевом. Конечно, это не касается гласовых песнопений и напевов на подобны. Это напевы, созданные богодухновенными святыми, навеянные Духом Святым, не подчиняются каким-то строгим мирским критериям, в том числе музыкальным (мажор, минор). Они прекрасно ложатся как на радостные тексты, так и на покаянные и печальные.
Также не подпадают под великопостные напевы и песнопения воскресных служб Великого поста, поскольку это воскресение.

В остальном, такое гимнографическое единообразие (в хорошем смысле), когда во всех храмах и монастырях можно слышать одинаковые напевы, что самое главное, соответствующие уставным традициям, сути Устава церкви, смыслу Великого поста,  настраивает душу на нужную молитвенную волну, объединяет души всех молящихся, кающихся, несущих свой великопостный подвиг, люди особенно явно в этот момент становятся единым телом Христовым.      

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen