Montag, 16. März 2015

Литургика. Лекция 17: особенности служб Великого поста, часть 3

ЛЕКЦИЯ 17: ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧАСТЬ 3

В лекциях, в которых рассматривались рождественские богослужения, было упомянуто, что сам рождественский пост по ощущениям кажется длиннее великого, он все идет и идет. А связано это с тем, что в период рождественского поста не происходит практически никаких изменений в порядке богослужения. В Великий же пост ситуация совершенно иная. Каждая неделя поста несет в себе что-то особенное, мы словно по некой лестнице идем вверх все ближе и ближе к главному событию – Воскресению Христову, цели всего поста.
Смотрите, как постепенно Церковь начинает нас сначала подготавливать к посту, за три недели говоря и призывая к покаянию, за неделю до поста начинается телесное приготовление, когда запрещается вкушение мяса. А если мы почитаем тексты постной Триоди сырной седмицы, то увидим в них во многом великопостное содержание, они объясняют для чего и зачем мы будем скоро вступать в пост.
И вот наступает первая неделя Великого поста, можно назвать ее особо покаянной неделей, ведь с понедельника по четверг вечерами в храмах читается покаянный канон прп. Андрея Критского.
Каждое воскресение великого поста всегда посвящено одному и тому же событию, это неизменяемые праздники:
1-я неделя – Торжество православия
2-я неделя – память свт. Григория Паламы
3-я неделя – Крестопоклонная
4-я неделя - память прп. Иоанна Лествичника
5-я неделя – память прп. Марии Египетской
6-я неделя – неделя Ваий (Вход Господень во Иерусалим).
На этом великий пост заканчивается и начинается страстная седмица.  
Это все, что касается окончания каждой седмицы великого поста, воскресных служб, совмещаемых с празднованием того или иного события.
Сама же сердцевина великого поста отражена именно в будничных службах, с понедельника по пятницу. И отдельную последовательную связь составляют также субботы каждой седмицы Великого поста.

Безусловно было бы нагляднее рассмотреть особенности великопостных будничных служб на основе знаний об обычном последовании служб будних дней вне поста. Но у нас получится все вкупе.

Первой особенностью всех будничных служб в течение поста является то, что не совершается Божественная литургия. Но для того, чтобы не лишить желающих приобщиться Христовых Таин радости соединения с Христом, в течение седмицы по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров.
В приходских храмах можно встретить следующие два варианта богослужений.

Вариант 1.

Вечер
Утро
Великое повечерие
Утреня, Часы (1-й, 3-й, 6-й, 9-й), изобразительные и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров

Такая схема скорее всего встретиться в храмах, где в обычные дни не совершается ежедневное богослужение.

Вариант 2.

Вечер
Утро
Великое повечерие, утреня и 1-й час
3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительные и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров

Так, скорее всего, будут служить в храмах, где совершаются службы ежедневно.

Важно, не путать вечерние богослужения в храмах со всенощным бдением. Всенощное бдение – это особый праздничный чин, когда соединяются вечерня и утреня. В обычные же дни вечерня и утреня служатся отдельно и не являются всенощным бдением.

Службы совершаются одинаково по чину, изложенному в богослужебных книгах, за исключением некоторых особенностей.
Изобразим такие особенности по седмицам, включая также субботние и воскресные дни всего периода от начала поста до Пасхи.

1-я седмица:


Суббота:
Восресение:
на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского (с пн. по чт.).

память влмч. Феодора Тирона
неделя Торжества Православия
2-я седмица:

Суббота:
Восресение:
обычно.

поминовение усопших
память Григория Паламы
3-я седмица:

Суббота:
Восресение:
обычно.

поминовение усопших
неделя Крестопоклонная
4-я седмица:


Суббота:
Восресение:
на часах совершается поклон Кресту (в понедельник, среду, пятницу).

поминовение усопших
память прп. Иоанна Лествичника
5-я седмица:







Суббота:













Восресение:
на утрени четверга (которая традиционно служится в среду вечером) читается весь великий канон Андрея Критского. Названо Мариино стояние. Ранее называлось Андреево стояние.
В четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Похвала Пресвятой Богородицы (суббота акафиста) – особая служба с чтением на утрени акафиста Пресвятой Богородицы, которая совершается в пятницу вечером.
Этот акафист единственный, который является уставным. Тематика его – благовещение Пресвятой Богородицы. Ранее эта служба была вечерней службой перед празднованием Благовещения. Тогда этот праздник был установлен на 5-й седмице. После стал праздноваться постоянно 7 апреля, а служба суббота акафиста стала отдельной.

память прп. Марии Египетской
6-я седмица:







Суббота:
Восресение:
седмица Ваий, поскольку сама неделя Ваий уже не относится к великому посту. В пятницу 6-й седмицы заканчивается Великий пост (Четыредесятница).
И следуют отдельные суббота и воскресенье вне Четыредесятницы.


воскрешение праведного Лазаря
вход Господень во Иерусалим
С понедельника по субботу:





















Суббота:
Восресение:
Страстная седмица. С точки зрения богослужебной это уже не Великий пост, это особое время, когда мы продолжаем воздерживаться от пищи (даже усиливаем это воздержание), но меняется центр всего, это уже происходит не для того, чтобы покопаться в своей душе и принести всецелое покаяние. На этой неделе центром всего является Христос, все сосредотачивается вокруг Его жертвы ради спасения грешного человека. Это время созерцания любви Божией, выраженной в страданиях. Время Великого поста, данное для этого, должно было привести нас к осознанию собственной греховности, что без Христа мы справиться с собой не можем и эта Его жертва любви была необходима. Нам остается уже сострадать и благодарить Господа за Его такую любовь к людям: «Пострадавый нас ради Человеколюбче, Господи, слава Тебе!».
Ранее последование этой недели содержалось не в постной, а в цветной Триоди.

Великая Суббота
Пасха – Светлое Христово Воскресение

Великопостные субботы представляют собой отдельную смысловую линию (выделены синим). Эту связь заметил прот. Александр (Шмеман)  в своей книге «Великий пост».

Я не буду приводить всего, что пишет прот. Александр (это просто невозможно), это заслуживает отдельного внимания, стоит почитать эту книгу.
Что касается суббот Великого поста, в них прослеживается нить от смерти к жизни. Начинается это еще в субботу перед Великим постом (суббота перед прощенным воскресением). Тогда совершается память преподобных праотцев, в подвиге просиявших. Напоминание нам о том, что подвиг необходим, «Царствие небесное силою берется». Подвиг необходим, потому что произошло падение, грех вошел в мир.
1-я суббота ВП – память влмч. Феодора Тирона. Великомученик своим подвигом также побеждает смерть души, добровольно соглашаясь на смерть телесную ради Христа, побеждая козни врага, которые всегда нацелены на умерщвление души и вечные муки.
2-я, 3-я и 4-я субботы ВП – поминовение усопших, сами собой напоминают нам о смерти, заставляют задуматься о нашей участи после смерти телесной, должно позаботиться об этом.
5-я суббота – Похвала Богородицы. Божия Матерь родила нам Спасителя от смерти.
6-я суббота – Воскрешение Лазаря. Христос показывает победу над смертью уже в этом земном мире, что нет у нее полноценной власти.
7-я суббота – Великая Суббота, окончательное разрушение владычества смерти. Сразу на память приходит текст 9-й последней песни канона Великой субботы: «Не рыдай Мене Мати, / зрящи во гробе, / Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: / востану бо и прославлюся, / и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, / верою и любовию Тя величающия». Как же трепетны эти слова для души (особенно если исполняются на подобен «Волною морскою») и вот после них совсем немного и Пасха, Пасха, Пасха!

Источники:

- Лекции О.В. Мартынова.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen