Dienstag, 17. März 2015

Литургика. Лекция 17.1.: особенности служб Великого поста, часть 4. Великое повечерие

ЛЕКЦИЯ 17.1.: ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧАСТЬ 4. ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ


Рассмотрим отдельные будничные службы в период Великого поста (см. таблицу в лекции 17).

Великое повечерие.

Последование великого повечерия содержится в Часослове.
Эта служба встречалась нам уже в рамках лекций о рождественском богослужении. То есть помимо времени Великого поста, великое повечерие совершается во время служб Рождества и Богоявления.
Начинается служба как обычно: возглас священника, обычные начальные молитвы. И затем следует часть из псалмов. И вот уже в самом начале мы встречаем в Часослове великопостную особенность, касаемо только первой седмицы Великого поста: «И абие, аще есть первая седмица Великия Четыредесятницы, начинаем псалом 69: Боже, в помощь мою вонми: И исполнившуся сему, поем великий канон».
Любое повечерие содержит в себе канон. Для примера обычных дней можно посмотреть Октоих, где повечерие согласно суточному кругу следует сразу за вечерней, соответственно перед утреней. Видим, что читается также обычное начало и псалмы и уже в самом конце канон.
В первую неделю Великого поста разница в том, что канон перемещается на первый план и следует после прочтения только одно псалма – псалма 69 (в иные дни этот канон не читается в начале повечерия).
Канон Андрея Критского по структуре, как любой канон, начинается с пения ирмоса, затем поется  припев  «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», читаются тропари. После определенных тропарей положены припевы «Преподобне Отче Андрее, моли Бога о нас», «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас».
Ирмосы поются на глас 6-й, но часто их поют на музыку Д. Бортнянского либо также Московского напева в обработке М. Мормыля.
После 6-й песни канона поется умилительный кондак «Душе моя». Его также часто поют на Бортнянского или есть прекрасный двухголосый вариант древнего распева.
Великое повечерие можно разделить на 3 части, каждая из которых начинается словами «Приидите, поклонимся…» и читаются псалмы. По окончании псалмов читается обычное по прочтении кафизм окончание «Слава и ныне», «Аллилуиа», «Господи, помилуй».
В 1-й части читается великий канон. По окончании великого покаянного канона читаются положенные 6 псалмов и окончание, после чего следует пение «С нами Бог». Необходимые стихи обычно произносятся чтецом, а хор поет припев «Яко с нами Бог». По окончании стихов продолжается необходимое пение и затем поется тропарь «День прешед» на глас 6-й и еще другие тропари на тот же глас. Во многих храмах эти песнопения исполняются на знаменный распев (в том числе Троице-Сергиева Лавра). Есть замечательная книга Е.С. Кустовского, в которой изложено последование великого повечерия с соответствующими нотами.
После пения тропарей читается «Верую» и следует, не побоюсь этого слово в великий пост, очень красивая часть с земными поклонами, в которой призываем всех, начиная с Богородицы и далее ниже по чину (Небесные силы, Иоанн Креститель, апостолы и т.д.) и заканчивая святым храма, молить Господа о нас грешных, а после призывая и Самого Господа. Священник произносит соответствующее обращение, а хор его повторяет, на каждое обращение положен поклон.
Затем читается «Трисвятое». По «Отче наш» поются тропари на соответствующий глас: в понедельник и среду – это глас 2-й, во вторник и в четверг – глас 8-й. И следует заключительный блок первой части: «Господи, помилуй» (40), «Слава и ныне», «Честнейшую» и по «Аминь» заключительная молитва.

2-я часть начинается также: «Приидите, поклонимся…» и псалмы. «Трисвятое». По «Отче наш» поются тропари на глас 6-й. Затем такой же конец как и в 1-й части «Господи, помилуй» (40) и т.д.

3-я часть начинается как и другие. В ней как раз содержится 69 псалом, который в данной службе читался вначале. В иных он будет прочитан именно в этой части. Великое славословие читаем. «Трисвятое». По «Отче наш» часть, которую поем: тропари на глас 6-й «Господи Сил с нами буди». Можно спеть просто на 6-й глас, можно в иной обработке, например, М. Мормыля. Поются также соответствующие припевы (хвалитные стихи как на утрени) «Хвалите Его на силах Его…» и т.д. и повторяется тропарь после каждого стиха, «Слава и ныне» и после последнего раза пения тропаря поются также на глас 6-й тропари Богородице «Всесвятая Богородице…».
Затем следует обычное окончание «Господи, помилуй» (40) и далее. Окончательные молитвы. После священник читает молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко…» и следуют заключительные молитвы. В конце произносится ектения.

Это что касается великого повечерия на первой седмице поста с чтением канона Андрея Критского.
Великое повечерие также служится в будние дни на всех последующих седмицах. Последование мало чем отличается от выше описанного. Обычно, исключается канон. Подробно описано в книге Е.С. Кустовского.

Особенности Часов в великий пост.
Особенность часов состоит в том, что есть моменты, которые не читаются, как нам привычно, а поются. Это тропари Часа. Здесь важно регенту быть внимательным и не пропустить момент пения.

Утром, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, а перед ней 3-й, 6-й и 9-й часы, эти часы в определенных случаях могут включать в себя чтение Евангелия. Опевы Евангелия обычно поются великопостным напевом (аналогично напеву ектении). 


Источники:
- Лекции О.В. Мартынова.



Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen