Montag, 30. März 2015

Поездка в Троице-Сергиеву Лавру




Мама моя очень хотела съездить в Троице-Сергиеву Лавру, но никак у нее это не получалось. Одной ей ехать не хотелось, а я все выходные пою в храме. Она же не настаивала на поездке, и я тоже всё откладывала, то одно, то другое. Хотя, может, будет правильным честно признаться, что я блюла свои интересы. Но Господь так всё устраивает, что немощи и согрешения в итоге при правильном понимании промысла Божия поворачиваются во что-то очень полезное для души. Я уже и сама стала молиться преподобному Сергию, чтобы маме удалось посетить его, а заодно и мне вместе с ней, если это пойдет на пользу.
И вот за неделю до первой родительской субботы Великого поста мне рассказывают историю о явлении во сне блаженной Ксении одному прихожанину (певчему нашего хора), будущему священнику. Она приходила неоднократно и в числе прочего сказала, что за Украину надо бы преподобному Сергию молиться. Человек этот не стал долго раздумывать, а просто, проснувшись, тотчас (как апостолы поступали, когда их Христос призывал) сел и поехал в Лавру. Что там у него было – это его личная история. В отношении себя я приняла этот рассказ, как призыв ехать в Лавру, не откладывая более. Ведь зачем-то случилось так, что до моих ушей дошла эта история.
Думаю, всё, в следующие выходные едем. Когда? В субботу. Ай, нет, родительская суббота, службу не хочется пропускать, а в Лавру к началу службы можно не попасть. К тому же в нашем храме второй престольный праздник (блаж. Матроны), очень хотелось попеть Матронушке на всенощной (ну вот опять я со своим «попеть»). И вот как раз кстати пришёлся гражданский праздник 8 марта, который выпал на воскресенье, а значит, законный выходной переносится на рабочий день, т.е. 9 марта.
Приезжаю домой, рассказываю маме, что едем в Лавру («если ты еще не передумала»). Мама, к моему удивлению, не показывает никаких эмоций, и даже не даёт определенного ответа. Оказывается дело было вот в чём, как она сама мне после поведала.
Накануне в храме мама сокрушалась перед иконой Преподобного, что никак не доедет до Лавры и просила его устроить эту поездку. И тут я прихожу и твёрдо заявляю о поездке. Она просто не ожидала, что так быстро Преподобный исполнит её молитву, поэтому буквально потеряла на мгновение дар речи, находясь в неком ступоре. Но это только начало всех чудес.
До планируемой поездки оставалась неделя. Я проверяю утром в понедельник свою почту и вижу письмо от Ани (из Германии), которая зовёт меня в Покровский монастырь на всенощную к Матроне. Поскольку у нас тоже престольный праздник, и я решила поехать в наш храм, то я ей в свою очередь сообщаю, что мы в Лавру собрались в понедельник и предлагаю присоединиться. Удивительным образом и вне зависимости от нас Аня тоже собралась в понедельник в Лавру.
Поскольку маме по состоянию здоровья трудно выстаивать длительные службы, мы хотели поехать не с утра на службу, а чуть позже, на молебен и акафист у мощей Преподобного. В итоге переписки и разговора с мамой, мы принимаем решение ехать с утра вместе с Аней, хотя к началу службы мы не успеем, но к самой литургии точно успеваем. Великий пост, понедельник и литургия, может быть, покажется странным, если бы не день, на который этот самый понедельник выпадает. 9 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, большой праздник, положена литургия Преждеосвященных Даров (которая обычно в Великий пост совершается только в среду и пятницу). Стоит сказать, что с самого начала поста я сокрушалась на тему того, что никогда не была на такой литургии, и как хотелось бы мне ее посетить. И вот тебе пожалуйста – ноги в руки и вперед. Чудеса!
В течение недели я решила изучить с точки зрения литургики великопостные будничные службы. В результате составления конкретной службы полностью с текстами с литургией Преждеосвящённых в голове сформировалась определенная последовательность, а заодно и стало ясно, почему великопостные службы считаются «головной болью» регентов. J Ну вот, теперь не буду стоять в храме, не понимая происходящего, это радует.
Накануне поездки у Ани меняются планы, и она решает ехать еще раньше, чтобы успеть к самому началу службы, которая длится в целом около пяти часов. По моим подсчетам, мы должны будем успеть к вечерне с литургией точно, а в лучшем случае и к изобразительным. А вот на исповедь я не успевала. Решила поисповедоваться в своём храме, а причащаться в Лавре (получается на второй день после исповеди), если батюшка так благословит. Батюшка благословляет только при условии, что в Лавре не попаду на исповедь, а если попаду, то исповедоваться и там. Да мне и самой хотелось исповедоваться в Лавре, а то всё же большой промежуток между исповедью и причастием. Была мысль причащаться и на воскресной службе, и в Лавре на следующий день, но батюшка так не благословил. Выбирай, говорит, либо тут либо там. Я выбрала последнее, поскольку уж очень сильно хотелось причаститься именно на литургии Преждеосвящённых. Хотя по смыслу литургии, в результате чего она появилась, это, возможно, не очень логично. А появился этот чин литургии для целей, чтобы люди могли в Великий пост причащаться Святых Таин Христовых в промежутках между воскресными литургиями. Ведь в Великий пост литургия не совершается каждый день, как в обычные дни, а только по праздникам, то есть по воскресеньям или, к примеру, в другие Господские или Богородичные праздники. Однако, в нашей современной церковной жизни есть моменты, которые не совершаются так, как было в древние времена. Таким же примером является то, что литургия Преждеосвящённых должна совершаться вечером (она соединяется с вечерней), но на практике совершается утром за редким исключением. Умолчим уже о том, что всенощное бдение по уставу должно длиться часов 6-7, на практике – максимум 2,5 часа. Всё это по немощи человеческой и реалиям современной жизни так сложилось.

Итак, договорились мы с Аней встретиться после службы у Лаврского кафе с вкусными пирожками. Аня в Лавру ехала также не одна, с одной духовной сестрой из Архангельска.
К моему удивлению, когда я вечером еще раз смотрела расписание служб, на глаза попалась вторая исповедь (почему я её раньше не заметила) и по идее я должна была на неё успеть.
До Лавры добрались мы на простой электричке, хотя хотели ехать на экспрессе, но его на Ярославском вокзале не оказалось, не смотря на то, что в интернет-расписании он был. Успели сесть на обычную, которая уходила на 15 минут раньше планируемого экспресса.
Едем. За окном прекрасный рассвет, голубое небо и круглое оранжевое солнце. Это притом, что вчера была жуткая погода, и прогноз не обещал солнечных перемен. Я загружаю в телефоне интернет с целью проникнуться текстами службы. С жалостью понимаю, что стихиры Иоанну Предтече я не услышу, так как они поются на вечерне, которая, скорее всего, была в воскресенье вечером, а они как раз согласно указаниям Минеи должны петься на недавно разученный и очень полюбившийся мне подобен «Радуйся Живоносный Кресте». Где ещё можно услышать пение на подобны, как не в монастыре, которое так редко исполняется в приходских храмах. На эмоциях рассказываю маме про этот подобен и тихо пою ей одну из стихир.
«Листаю» дальше электронную Минею и радуюсь, что на вечерне, которая соединяется с литургией будут всё же тоже стихиры Иоанну, да ещё и на глас 2-й. Почему я так радуюсь 2-му гласу? Да потому что именно в Лавре родился один из красивейших его напевов, также разученный на наших курсах, который в певческой среде так и называется «лаврский». Мечтаю услышать эту красоту в оригинале.
Добрались до Лавры. Зашли в Успенский собор, маму я попросила подать записки, а сама стала искать, где же идет исповедь. Оказалось, что она проходит не в самом соборе с главного входа, а с бокового правого. Исповедует большое количество священнослужителей, и я там долго не задержалась. Возвращаюсь в главный вход, пытаюсь найти место, где лучше молиться, по пути прикладываюсь к святым иконам и мощам и встаю в итоге на любимое место ближе к клиросу с правой стороны, между иконой мученицы Ирины и гробом Преподобного и его иконой.
В Лавре до этой поездки я была всего один раз ещё в период своего начального воцерковления, но почему-то это место очень запомнилось и снова потянуло именно туда. Пока искала, где конкретно встать, слышу, меня тихо окрикивают. Поворачиваюсь и вижу Аню, а с ней ещё девушку. Мы поприветствовали друг друга трёхкратным целованием, и каждый погрузился в продолжение службы. Читали кафизмы, я пыталась сообразить, какое конкретно место службы сейчас идет. Это были часы.
Вскоре к нам подошла и мама, которая до этого стояла напротив ракой с мощами святителя Иннокентия Московского.
Поначалу было трудно сосредоточиться на молитве, между нами периодически ходили люди, они шли куда-то в конец храма, позже я поняла зачем: там были лавочки. Но стоило напомнить себе про Иисусову молитву или закрыть глаза, всё мирское покидало тебя и душе было легче погрузиться в святые тексты Псалтири. Закончились часы, начались изобразительные. Хоры почему-то не пели «Блаженны», а они были прочитаны. Ответ получаю, просмотрев позже указания, –  положено читать.
Началась вечерня. И вот канонарх возглашает «Глас вторый, Господи воззвах к Тебе, услыши мя». Я замерла в предвкушении услышать лаврский распев 2-го гласа. И они поют его! Как прекрасно, как складно, душа радуется вдвойне. Я стояла и думала, надо же ведь здесь когда-то на этом клиросе регентовал архимандрит Матфей (Мормыль), а ещё раньше при императоре Николае –  иеромонах Нафанаил, авторские произведения которых крепко утвердились в обиходе русской церковной музыки и исполняются в том числе и нашим хором.     
Свете тихий, Великий прокимен, долгое стояние на коленах во время него. Началась литургия Преждеосвящённых Даров. И вот песнопение, которое я слышу первый раз, все снова пали вниз: «Ны̀не Сѝлы Небѐсныя с нами невѝдимо слу̀жат, / се бо вхо̀дит Царь Сла̀вы, се жѐртва та̀йная совершѐна дорино̀сится». Дары перенесены на Престол, хор поёт «Вѐрою и любо̀вию присту̀пим, / да прича̀стницы жѝзни вѐчныя бу̀дем. / Аллилу̀иа, аллилу̀иа, аллилу̀иа» и душу наполняет необъяснимый трепет от того, что я сейчас тоже приступлю, как и поётся, и буду причастницей вечной жизни.
Слава Богу, не отринул Господь и сподобил причаститься на этой редкой необычной литургии. Почему-то и причастие показалось особенным. Может, всё зависит от наших личных чувственных эмоциональных ощущений.
Служба закончилась, прослушаны благодарственные молитвы, мы подошли к кресту и стали прикладываться к иконам и мощам, к которым доселе ещё не приложились из-за того, что шла служба, чтобы не мешать молящимся. Центральная икона с главой Иоанна Предтечи отгорожена, но сбоку есть проход в ту часть храма перед солеей. Сами идти, конечно, не дерзаем. Аня спрашивает одного из работников храма, можно ли подойти к иконе. Он показывает на другую икону Крестителя в свободном доступе. Я этим удовлетворяюсь, и мы с мамой уже стоим на улице, ожидаем девушек. Но их долго нет. Нам ещё хочется попасть на молебен с акафистом у мощей Преподобного, а перед этим что-нибудь поесть. К мощам уже выстроилась огромная очередь из всех тех людей, которые молились на службе. Я с сокрушением думаю, что нам с мамой теперь придётся отстоять эту очередь, ведь девушки уже побывали у мощей до начала службы. А я хотела поехать с ними в Хотьково к родителям Преподобного. Будут ли они нас ждать?
Оказалось, что работник храма всё же позволил Ане приложиться к центральной иконе Иоанна Предтечи, а затем предложил провести в Серапионову палату, где находится огромное число мощей святых угодников. Она в свою очередь предлагает присоединится и нам с мамой. Мы стояли у свечного ящика в храме, где работник сказал ожидать его. За это время Аня познакомила меня со своей спутницей Екатериной, которая оказалась практикующим регентом с дирижерским образованием. Можно не рассказывать, что мы с ней нашли много общих тем для беседы.
За это время Аня рассказала о том, что когда она с утра вызывала такси, чтобы доехать до вокзала, имя таксиста оказалось Сергей. Не удивлюсь, –  сказала она, – что этого работника тоже зовут Сергей. Так оно и вышло, его имя было Сергей.
Итак, Сергей повёл нас к Троицкому собору, где находятся мощи Преподобного, куда стояла огромная очередь. Следуя за ним шаг за шагом, минуя очередь, мы оказались внутри храма и быстро проследовали дальше в сторону раки с мощами прп. Сергия и перед ней зашли в дверь справа. Затем спустились по ступеньками и зашли в небольшое помещение справа. Это была Серапионова палата. Она вся была заполнена раками, мощевиками с мощами святых и иными святынями. Практически везде можно было прочитать, чьи мощи находятся под ограждением (часто просто стеклянным). Первыми в ряду были мощи апостола Андрея Первозванного и ручка Вифлеемского младенца. Помимо нас в Палате были ещё люди. Мы по очереди прикладывались к мощам, строго следуя за Сергеем. Также там находилась десница очень почитаемого мною первомученика Стефана и, конечно, архиепископа Новгородского Серапиона (игумена Лавры), по имени которого и назвала Палата.
Меня поразило, что многие мощи находились в такой непосредственной близости, разделяло только стекло. При таком лобызании было ощущение реального соприкосновения со святым, соприкосновение земного с небесным, словно грань между этими мирами исчезала на мгновения.  
Всё происходило как во сне, словно в ином мире, сознание не успевало переваривать происходящее. Полностью осознать, где мы были, я смогла только позже, когда всё окончательно дошло до ума. Там же внутри действиями руководило что-то другое, на духовном уровне. Оказывается, Серапионова палата построена на месте, где ранее была келья Преподобного, где ему являлась Сама Пресвятая Богородица!
Мы вышли из Серапионовой палаты и зашли в дверь напротив. Это была Никонова Палата, где также находились святые мощи угодников Божиих, в том числе Никона Радонежского, преемника преп. Сергия. Также там находятся камень Гроба Господня, камень гроба Пресвятой Богородицы и другие святыни. И вот там до моего сознания дошло, что вокруг царит некий невообразимый аромат, не сравнимый ни с чем земным. Я поняла, что это благоухания святых мощей. Это удивительно! Я читала про такие благоухания и мечтала, вот бы и мне ощутить эти ароматы. И вот это произошло.
Дальше произошло то, о чём я даже мечтать боялась. Но Сергей предложил нас без очереди провести к раке прп. Сергия. И вот мы с мамой приложились и к мощам Преподобного, благодаря за его милость к нам, молясь за мир, за отца Николая в Германии, у которого прихватило поясницу (ведь он учился в Лавре). Удалось больше по времени, чем другим постоять возле раки, как бы сзади общего потока очереди, за спиной нашего проводника Сергея. От этого душу наполнял особый трепет.
После поклонения мощам Преподобного мы снова нырнули в правую дверь, вниз по ступеньками, минуя Серапионову и Никоновы палаты и оказались на улице. Мы стали благодарить Сергея за подаренную нам радость, у Ани было с собой кофе из Германии и она подарила его Сергею.
По плану было попить чайку с постной монастырской выпечкой и отправиться дальше. Отстояв очередь мы устроились за столиком на улице. Поскольку у Ани было день рождение я предложила спеть ей «Многая лета». Она немного сопротивлялась, говоря, что люди не поймут, лучше в электричке. Вот уж в электричке точно не поймут – возразила я, – и мы втроем на два голоса не очень громко затянули Многая лета. Сначала мы стали объектом внимания рядом стоящих людей, но они быстро вернулись к своим делам.
Чай был необыкновенно вкусным, да и выпечка тоже. Кто-то из нас взял чёрный чай, а кто-то – с шиповником. Аня быстро опустошила свой стакан и пожалела, что не купила больше чая. – Вот бы ещё чаю, – сказала она. В этот момент к нашему столику присоединилась одна паломница со стаканом чая и не раздумывая отдала его Ане, а себе пошла купить другой. Наверное, можно уже было не удивляться, что в этот день все пожелания исполнялись моментально. Мы с Катей пошли купить ещё 4 стакана чая с шиповником, а когда вернулись, Аня с мамой поведали нам ещё о небольшом чуде. После того, как мы расстались с нашим проводником Сергеем, Аня пожалела, что не подарила ему одну икону, которая у неё была с собой. Она пошла в Успенский собор, но не нашла его там и попросила одного священника передать икону. Сама же она переживала, дойдет ли икона до получателя. И вот, пока мы покупали чай, мама увидела Сергея выходящего из трапезной как раз в том момент, когда Аня в очередной раз сокрушалась о том, вот бы встретить Сергея. – Так вот же он идет, – сказала мама. Икону он благополучно получил и Аня успокоилась.
После чаепития мы направились в книжную и иконную лавки, а затем покинули Лавру и поспешили на электричку. Маме было уже не по силам, ехать в Хотьково, а мы втроем вышли на нужной станции и направились в сторону Покровского монастыря, где лежат мощи родителей прп. Сергия – преподобных Кирилла и Марии. Мы все были там первый раз, но дорога от станции была совсем близкой. На территории монастыря в отличие от Лавры было тихо и малолюдно. Мы зашли внутрь красного храма, где и обнаружили мощи преподобных. Лично для меня оказалось большой радостью встретить в этом храме и икону святителя Луки. Очень я хотела к ней приложиться, потому что стала молиться святителю о своём зрении, которое ухудшается из-за постоянной работы за компьютером, чтобы оно не становилось хуже.
Мы приложились к раке преподобных Кирилла и Марии, поблагодарив за их прекрасного сына, к остальным иконам в храме, набрали святой воды и немного посидев на лавочке, отправились в сторону станции.
У меня с собой был акафист прп. Сергию и я предложила спеть ему тропарь, после чего Аня открыла только что купленный акафист родителям Сергия и мы спели также тропарь и им.
Назад в Москву мы запланировали ехать на экспресс поезде. Внутри не оказалось мест, всё было забито, многие люди стояли. Мы направились в сторону первого вагона в поисках мест, но их не было. И вот в первом вагоне в самом конце нашлось три свободных места. – Ну вот, сказал же иеромонах Василий[1], будем вам три местечка, – произнесла Аня. Видимо, она по ходу просила его.




[1] Убиенный на Пасху в Оптиной пустыни вместе с иноками Трофимом и Ферапонтом.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen