Freitag, 20. März 2015

Пасхальные ирмосы на неделе Крестопоклонной

Нашла я в книге, названной в прошлом сообщении, ответ на один вопрос, который возник у меня в неделю Крестопоклонную. 
Просматривая тексты постной Триоди, увидела я, что песни канона Триоди содержат пасхальные ирмосы: "Воскресения день, просветимся людие..,", "Приидите, пиво пием..." и т.д.. Они не поются на воскресной службе, потому что поются всегда ирмосы воскресного канона. Однако, сам факт того, что в Великий пост канон сопровождается праздничными ирмосами заставил меня задуматься, почему. 
Впрочем сам текст воскресной службы крестопоклонной недели также несет в себе торжественное содержание. Некоторые стихиры по смыслу похожи на стихиры праздника Крестовоздвижения или даже полностью повторяют их. Сравним, к примеру, в Триоди стихиры на "Господи воззвах" великой вечерни и стихиры на стиховне праздника Крестовоздвижения в Минеи. И там, и там содержится стихира-самоподобен "Радуйся Живоносный Кресте...":
"Радуйся Живоносный Кресте,/ благочестия непобедимая победа,/ дверь райская,/ верных утверждение,/ Церкве ограждение:/ имже тля разорися и упразднися,/ и попрася смертная держава,/ и вознесохомся от земли к небесным:/ оружие непобедимое,/ бесов сопротивоборче,/ славо мучеников,/ преподобных яко воистину удобрение,/ пристанище спасения,// даруяй миру велию милость". 
Музыкально этот самоподобен также достаточно торжественен и стихиры на Крестопоклонной должны, в идеале, исполняться на такой же распев.  
Почему же столько праздника у нас в середине поста? 
В ответ просто приведу цитату из книги "Великий пост": 
"Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «… Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Марк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья: «… В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя… и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас… мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь… Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, — наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу… Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния… Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением… потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся…» Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста".

Чтобы дать нам новые силы на вторую половину поста, здесь в его середине Крест напоминает нам о том, зачем и почему мы идем и ради чего, чтобы в Великий Праздников Праздник воспеть прекрасные тексты Пасхального канона, потому что вот она радость пришла, вот она цель достигнута. 


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen