Dienstag, 17. März 2015

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...

Идет Крестопоклонная неделя Великого поста.

В продолжение сообщения (не буду употреблять слово "пОста" дабы не ввести в заблуждение в связи с идущим постОм) на тему того, что основные знания о сути православия можно получить из богослужебных книг. 
Вот уж, наверное, не каждый в наше время подумает, что к таким книгам можно прибегать при возникновении различных вопросов. Мы скорее поищем нужные книги на прилавках православных магазинов, спросим священников (в лучшем случае), или зададим наш вопрос в поисковике в наиглобальнейшей сети, которая всегда все знает, но, к сожалению, не всегда дает верные ответы, "блуждать" по ней надо осторожно, как по минному полю. Мало кому придет в голову задать в поисковике слова "Триодь", "Октоих" и тому подобное или посмотреть в книжном магазине в разделе "богослужебная литература". 
Вот и мне бы года 2-3 назад и в голову бы не пришло искать там ответы. 

Случилось у меня в те не очень далекие время искушение, как раз на Крестопоклонную неделю (в само воскресенье перед Божественной литургией). Это был период моего начального воцерковления. Наш приход собирался после литургии ехать на поклонение Кресту с частичкой Животворящего Древа Креста Господня, который выносился ежегодно только на крестопоклонную неделю в одном каталическом соборе Германии. 
Незадолго до этого воскресения в приближении крестопоклонной недели посещали меня такие мысли, что никак не могла я понять, ну зачем мы поклоняемся кресту, ведь на нем был распят Христос. И словно какой-то протест восставал внутри меня и посещали сомнения на тему: "ехать или не ехать на поклонение Кресту". Ведь, если я не понимаю зачем, что тогда ехать, - думала я.  
Настал воскресный день. В то время в мои обязанности входило чтение часов перед службой. И вот в этот день начала я их читать и не могу, уныние жуткое напало, печаль, грусть, слезы на глаза наворачиваются так, что просто читать не могу. Пришлось попросить другого человека продолжить чтение, а сама убежала в другое помещение и там просто предалась рыданию, не в силах с собой ничего поделать. 
На мои всхлипывания пришла одна из прихожанок, пытаясь понять причину этих рыданий. А я сама и не знала, плохо и все и успокоиться не могу. Конечно, стала придумывать всякие житейские причины, что, дескать, никак жизнь моя не определится, как дальше жить не знаю и т.п. 
А прихожанка мне и говорит, иди, подойти к Кресту. Я соглашаюсь, понимаю, что надо это сделать, а успокоиться никак не могу. В итоге, собрав силы, направилась я поклониться Кресту. Стою уже совсем рядом и такой трепет охватил, такую силу от Него почувствовала неописуемую, и никак подойти не могу, словно кто-то не пускает. В итоге опустилась я на колени перед Крестом, приложилась и тут опять меня бросает в рыдание, но уже совсем по другому поводу, Сам Крест мне и дал ответы на все мои недоумения и сомнения и показал всю силу его. 
Вопрос с "ехать или не ехать" на поклонение Животворящему Древу был моментально решен. 

Это все к чему я пишу? Тогда Господь меня вразумил таким образом, на неком несознательном уровне. Может это, конечно, и неплохо было, так вот на себе именно прочувствовать всю силу. 
Но, если бы тогда открыла я постную Триодь, то нашла бы и там разрешения всех сомнений.

Начать можно прямо со стихиры-самоподобна "Радуйся Живоносный Кресте" (на великой вечерне в субботу вечера):
"Радуйся Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, церкви ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость".
В иных стихирах содержится призыв к поклонению Кресту, Его облобызанию:
"Поклонения день Честнаго Креста, приидите к сему вси: востания бо Христова зари, светосияяй предлагает ныне, того облобызаим душевно радующеся" (тропарь песни 1й канона). 
В понедельник седален:
"Всечестному вернии поклонимся Древу, на немже Творец всех вознесеся. Предлежит освящая приступающия душею и телом, скверну очищая греха, постящихся верно, и воспевающих всегда Христа, единаго Благодетеля".

И так далее, можно продолжать читать всю крестопоклонную неделю. 
Не все тексты, которые содержаться в богослужебных книгах, поются и читаются на службе, очень многие опускаются, ведь у нас службы сокращены. Более того, не всегда можно понять текст на слух. Многие тексты вообще могут никогда не быть в составе богослужения, в частности на будничных службах (по определенным правилам составления службы).
А как прекрасны эти тексты! Ведь они составлены богодухновенным отцами, святыми людьми по наитию Святаго Духа, разве могут они положительно не воздействовать на душу. 

Конечно, скажет кто-то, это же надо еще разбираться в этих книгах. В рамках обычного чтения, скажу я вам, глубоко копать не надо. Разбираться надо, если необходимо составить последовательность текстов конкретной службы. 
А вот начальные знания литургики (наука о церковном богослужении) очень даже будут полезны любому даже просто прихожанину, ведь в церковном богослужении участвуют не только священники, чтецы и певчии, но и сам народ, и все что делают первые происходит в том числе и для того, чтобы последним "создать условия" для хорошей молитвы. Поэтому стоит и самим молящимся проявить некий интерес и чуть разобраться в литургических вопросах, хотя бы чтобы знать, когда положено крестное знамение, когда поклон, когда голову преклонить, а когда смирно стоять, а не кланяться на абсолютно каждый возглас священника, не понимая вообще что он означает; не путать всенощное бдение с вечерней, а утреню с литургией или вечерню с литургией Василия Великого не считать одной большой литургией и думать, что она поэтому дольше длиться, чем литургия Иоанна Златоуста. 
Ведь стремимся мы познать любое иное мирское дело, которым нам приходится заниматься. Будет ли хозяйка готовить блюдо, не ознакомившись с рецептом. Так почему же в богослужении мы спокойно из года в год принимаем участие, не ознакомившись с его порядком и сутью происходимого. Обидно, что в храмах замечаешь, что большинство делает не в соответствии с уставом, и это несоответствие становится уже правилом. В итоге единицы, которые ведут себя как положено, смотрятся как "белые вороны" на фоне этого большинства. Помоги нам Господь!

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen